Тема: Образование и запись числа 100 Цель - «Игровая модель жизнедеятельности младших школьников для повышения...

Тема: Образование и запись числа 100

Цель: - ознакомить с образованием и записью числа 100;

- совершенствовать навыки устных вычислений;

- развивать кругозор учащихся, прививать любовь к родной школе.

Оборудование: учебник, тетрадь, счетные палочки, магнитная доска, из отдельных частей карточки со словами «амбар», «сарай», «Баня», «100л», число 100, экспонаты музей (икона, севалка), грамзапись «Родительский дом».


^ Ход урока

1. Оргмомент.

- Сегодня я приглашаю всех на строительную площадку. Здесь вам нужно хорошо думать, делать правильные расчеты, экономить время. Из нашего строительного материала мы должны образовать число 100 и научиться правильно его записывать.

^ 2. Проверка домашнего задания.

- Соберите состав чисел 10, 11, 12 в коробку

10=9+1 11=0+2 12=9+3

10=8+2 11=8+3 12=8+4

10=7+3 11=7+4 12=7+5

10=6+4 11=6+5 12=6+6

10=5+5

-Фундамент у нас прочный, можно приступать с строительству. (На магнитной доске появляется первый квадрат)

^ 3. Устные упражнения.

1) На доске запись чисел 44, 88, 48, 84, 97

- Сколько чисел записано? Какие цифры использованы для записи этих чисел? Какое число лишнее? Почему?

2) 44-88 88-44 48-84 84-48

- Что вы можете сказать об этих выражениях? (Из меньшего числа нельзя отнять большее.)

(Появляется еще один квадрат)

3) Растопите снежинку и очистите стройплощадку от снега.

29*6=35 40*20=20 1дм*10см 9дм*90см

^ 4. Работа в тетради.

-Давайте проведем расчеты нашего строительства. С.58 №5

20+4=24 60+9 40+8-40

24-20 69-9 50+3-50

24-20 69-60 80+6-80

(Появляется следующий квадрат)

- Что мы с вами строим?

- Готов ли он?

- Строительство лома – дело трудное. Но коробка нашего дома уже готова. Давайте отдохнем.

^ 5. Физкультминутка. «Родительский дом»

6. Работа над новым материалом.

1) Работа с счетными палочками.

- Что нужно, чтобы сделать крышу? (лес)

- Какую фигуру имеет крыша?

- Сколько палочек потребовалось?

- Положите 3 десятка палочек, добавьте столько, чтобы получилось 5 десятков.

- А теперь добавьте столько, чтобы стало 10 десятков.

- Сколько здесь палочек? (Сто)

2) Запись числа 100.

- Число сто записывается так – 100. Запишите его в тетрадь.

- Какое число стоит перед числом 100?

3) Сравнение чисел.

99*100 100*100

(Появляется крыша)

- Наш дом готов. Измерим длину сторон коробки. (Вызывается ученик к доске).

2дм+3дм+2дм+3дм=10дм

10дм=100см

^ 7. Работа над пройденным материалом.

1) Отгадайте ребус. 100л (стол)

2) Решение задачи.

- Давайте отпразднуем новоселье и решим задачу (№4)

I – 7 груш

II- ?, на 3 груши больше

7+3=10 (г.)

I- 7г.

II - ?, на 3 больше

Всего - ?

  1. 7+3=10

  2. 10+7=17



8. Итог урока и сообщение исторического материала.

- Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Число 100 вам хочет что-то рассказать: 100 лет назад появилась наша школа, заведовал ей поп Сабынин. Школа готовила учителей для школ грамоты. Рядом со школой были построены:

Амбар сарай баня

- В школе изучался Закон Божий, и вот эта икона дошла до наших дней.

- Какую форму имеет? (прямоугольную)

- Какое слово вам незнакомо? (амбар)

- Амбар – строение для хранения зерна, муки, припасов.

- А вот севалка. Из нее сеяли поля. А сотню чего можно положить сюда? (яиц)

- Яйца использовались при строительстве школы для крепости стен.

- А чтобы вы были здоровыми и прожили до 100 лет, берегите свое здоровье, занимайтесь спортом, любите все родное , будьте добрыми


^ Урок-путешествие математики по УМК «Школа России» 3 класс


Тема: Периметр прямоугольника

Цели: - закрепить умение решать задачи на нахождение периметра;

- совершенствовать навыки устных вычислений;

- воспитывать чувство гордости за свою страну и любовь к Родине.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, фронтовые письма, фотографии земли Российского подвига, фишки, грамзапись песни «Родительский дом».


^ Ход урока.

1. Огрмомент.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас на уроке гости. Улыбнитесь нашим гостям и своими ответами постарайтесь подарить им хорошее настроение.

Я приглашаю вас отправиться в путешествие военными дорогами. Ведь было время, когда дети вместо учебы шли на фронт. В пути будем думать, решать, находить правильные ответы, решать задачи на нахождение периметра многоугольника.

^ 2. Устный счет.

- Выберите дорогу, по которой мы пойдем. (Повторение прямой, ломаной, кривой линии. Линии начерчены на доске.)

1) Запишите числа от 1 до 30, которые делятся на 3.

2) Произведение каких двух множителей равно 18, 24, 12?

3) Сумма каких двух однозначных слагаемых равна 18, 15?

4) Нам нужно пройти 90км. 20км мы уже прошли. Сколько километров нам осталось пройти?

5) Заполнение таблицы (Учебник, с. 24 №2)

- Долго шла Великая Отечественная война. Враг топтал нашу землю.

Такой войны не помнили народы:

В ней каждый дом огнем пылал.

Стояли насмерть за свободу

И рядовой, и генерал!

- Остановила Советская армия полчища фашистов и прогнала их прочь с нашей земли. Было многое разрушено: дома, заводы, фабрики. Вы готовы помочь восстановить разрушенные дома?

^ 3. Работа над новым материалом.

1) Дети измеряют стороны многоугольников, находят периметр и собирают дом.

2) Периметр квадрата равен 80см. Чему равна сторона квадрата?

3) Работа по учебнику, №6.

4. Физкультминутка «Родительский дом».

5. Игра «Почтальон»

- О родительском доме помнили солдаты в годы войны. Смело они шли в бой. А в минуты затишья писали солдатские письма. Нужно разнести фронтовые письма по адресам. Ответ – это номер квартиры.

- Какую форму имеют эти письма? Как найти периметр треугольника, если все стороны равны?

^ 6. Беседа о подвиге солдат.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы дошли до земли подвига Российского. Именно здесь, в Прохоровке, наша армия разгромила фашистов и прогнала прочь с нашей земли. Вот какие красивые памятники на нашей земле. (Показываются фотографии)

- Нам осталось прочитать фронтовое письмо:

Давайте же вместе

Все дети Земли

Дружно руки поднимем:

«Мы – против войны!»

Чтоб солнце светило

Для всех на Земле,

И поэтому «Нет!»

Говорим мы войне!

^ 7. Итог урока.

- Чему же вы учились на уроке? Что нового узнали?

- И пусть никто и никогда не разрушает наши дома.


Урок математики по УМК «Школа России» 3 класс


Тема: Площадь прямоугольника

Цели: - вывести правило вычисления площади прямоугольника;

- развивать умение решать задачи;

- совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать уравнения;

- воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: учебники, тетради, раздаточный материал, геометрические фигуры.


^ Ход урока.


1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня будем стоить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

Чтоб площадь дома уметь вычислять,

Надо важное правило знать.

^ 2. Устный счет.

1) Дети получают задания на геометрических фигурах. Устно решают их и прикрепляют фигуры на магнитную доску.

2) – Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур?

3) – Какие единицы площади вы знаете? Выберите правильный ответ.

- Что значит квадратный сантиметр? Постройте дом и найдите площадь данной фигуры.

^ 3. Работа над новой темой.

1) Начертите прямоугольник со сторонами 6см и 4см, разделите его на квадратные сантиметры, посчитайте, сколько квадратных сантиметров получилось?

- Сколько полос с квадратами в прямоугольнике?

- Сколько квадратов в каждой полосе?

- Что такое 6?

- Что такое 4?

- Как нашли площадь?

- А как еще можно посчитать квадраты?

- А сейчас как нашли площадь?

(Дети делают вывод: чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину или наоборот.)

2) Работа по учебнику.

а)№1 с. 54. (Не обязательно фигуру разбивать на квадратные сантиметры, можно просто измерить стороны прямоугольника.)

- В геометрии существует формула вычисления площади прямоугольника: S=AxB

- Как вы думаете, формула S=AxA помогает найти площадь какой фигуры?

б) №4 с. 55.

4. Физкультминутка «Родительский дом»

5. Работа над пройденным материалом.

Дети решают примеры и задачи изученных видов самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

6. Итог урока.

- Что бы вы хотели построить в нашем селе?

- Как правильно рассчитать площадь построек?

7. Рефлексия.

Дети строят село будущего.


Игры на уроках русского языка

^ Задания по теме «Имя существительное»

Игра «Молчанка»

К каждому имени существительному из левого столбика подобрать существительные из правого столбика так, чтобы образовалось новое имя существительное.

Мыло Ель

Пост Ус

Град Вар

^ Игра «Цепочка слов»

Учитель на доске записывает имя существительное. От него надо образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее существительное начиналось с буквы, которая стоит в конце предыдущего. Определить род, падеж и тип склонения каждого слова.

^ Игра «Придумай слова»

Учитель предлагает учащимся придумать слова, в которых 3 звука и 4 буквы. Затем вызывает двух учеников, Один ученик записывает в столбик слова, в которых количество звуков и буквы совпадает, другой – В которых звуков меньше, чем букв.

^ Игра «Отгадай загадки»

Отгадать загадки и определить род, число существительных.

  1. Я над речкою лежу,

Оба берега держу. (мост)


  1. И зелен, и густ на грядке куст.

Покопай немножко – под кустом …(картошка)


  1. Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка)


Задание по теме «Глагол»

1. В каком глаголе слышится сто нет? (стонет)

2. К какой части речи относятся выделенные слова?

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало все поле покрывало.

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

3. Какие буквы нужно вставить и почему?

Он буд_т хорошо учиться. Он буд_т меня по утрам.

  1. Как можно имена существительные жар, ель превратить в глаголы?



Задание по теме «Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные»

1. Какую букву надо заменить в слове кость, чтобы получилось название желанного в доме человека? (гость)

2. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов: флаги-фляги, плот-плод, суп-зуб

3. В названиях каких месяцев в русском языке на конце произносится звук

/р’/? (январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

^ Игра «Кто больше?»

На доске записаны слова сон, сом, дом, воз, нос, вол и др. Учащиеся должны в этих словах заменить гласную так, чтобы получилось новое слово.

^ Игра «Цепочка»

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий – проверочное слово.

Игра «Подумай и запиши»

Учитель помещает на доске вырезанные из картона согласные буквы Д, Т, В, Л. Учащиеся должны записать как можно больше слов с данными непроизносимыми согласными.


^ Урок чтения по УМК «Школа России» 2 класс

Тема: Л. Толстой «Мышка вышла погулять»

Цели: - познакомить с новым произведением Л. Толстого;

- совершенствовать навыки чтения, развития речи учащихся;

- воспитывать чувства бережного отношения к домашним животным, прививать любовь к книге.

Оборудование: «волшебная палочка», «волшебные закладки», кадры из сказки, «волшебный пирог»


^ Ход урока


1. Вступительная беседа.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем передачу «В гостях у сказки» (хором)

- Дети, а вы любите сказки?

- В сказку играть умеете?

- В сказке должна быть полная тишина. Какие вы молодцы! Я вижу, что вы действительно любите сказку и умеете в нее играть. А вот это у меня в руках волшебная палочка. В трудную минуту она должна нам помогать. В сказках всегда побеждает добро.

Если наша передача будет удачной, если мы с вами успеем подружиться, если работать будем дружно, то волшебная палочка сделает нам приятный подарок.

- По щучьему велению…

Учебники, откройтесь!

^ 2. Проверка домашнего задания.

Чтение слов на доске (хором)

- Где вы встречали эти слова?

- Найдите отрывок и прочитайте его.

3. Работа над новым материалом.

1) - А сейчас вы должны отгадать, о ком это?

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (петух)

- Что еще можно сказать о петушке?

Она бежала, хвостиком вильнула, яичко упало… (мышка)

Мохнатенький, усатенький,

Зеленые глаза –

Всем мышам гроза. (кот)

2) - Сказку, героями которой являются кот, петух и мыши написал Л. Толстой.

Учитель читает сказку. Проводится работа со словом хохол – торчащий на голове клок волос, шерсти, перьев.

- Понравилась ли вам эта сказка?

3) Чтение сказки учащимися по цепочке.

4. Выборочное чтение.

1) Найдите и прочитайте слова мышки.

2) Слова мышки – мамы.

5. Чтение по ролям.

6. Чтение по ролям. Дополнительное чтение текста.

-Дети, а у кого из вас есть дома кошка? Как нужно обращаться с домашними животными?

Чтение вслух.

-Прав ли был мальчик?

7. Физкультминутка.

-Отдохнуть вместе с вами пришел кот. А как его зовут, вы скажите сами. (Кот Леопольд)

-Где вы встречались с этим котом?

-Давайте составим мультфильм по нашей сказке.

1 кадр Что можно было изобразить на нем?

2 кадр

3 кадр

4 кадр

^ 8. Повторение изученного.

-Ребята! А какую сказку вы уже читали раньше, героями которой были два мышонка и Петушок? Кто сочинил эту сказку?

-По щучьему велению, по моему хотению…

Волшебные закладки, откройте нужную страницу!

(Чтение отрывка из сказки стр. 57)

-Кто же работал больше всех в этой сказке? А мышата чем занимались?

^ 9. Итог урока.

-Чем же закончилась эта сказка? И наша сказка подходит к концу. Я так рада, что таких как Круть и Верть у нас на уроке почти не было. И пирог можно бы было есть всем. Только вот беды, где взять пирог? Волшебная палочка, помоги нам в этом! («появляется пирог»)

-Ребята, а пирог то настоящий!

^ 10. Домашнее задание.

Читать выразительно сказку.


Урок чтения по УМК «Школа России» 1 класс

Тема урока: Чтение слов и предложений с изученными буквами

^ Цель урока: совершенствование навыков чтения, развитие словаря учащихся, привитие любви к животным.

Оборудование: учебники, тетради для печатания, ленты букв и слогов, рисунки животных, выставка книг о животных, грамзапись.


^ Ход урока

  1. Огрмомент.

- Cегодня на уроке я вас приглашаю в ЗООПАРК (дети хором читают).

Здесь встретятся все буквы, которые уже знаем. Попрошу взять с собой исправные фотоаппараты (это ваши глазки), хорошее поведение и отличных дикторов.

  1. ^ Подготовка к чтению.

- Проверим ваши фотоаппараты.

- Читаем вместе (дети читают буквы, которые показывает учитель).

- Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного, мягкость.

- Назовите самые звучные согласные.

- Какие согласные вы еще знаете? (парные)

- Какая согласная у нас еще без пары? (в)Завтра она встретит свою пару.

3. Работа над чистоговорками.

^ ВА-ВА-ВА – У КОРОВЫ ГОЛОВА

ВУ-ВУ-ВУ – РВЕМ КОРОВЕ МЫ ТРАВУ

  1. Чтение слогов.

(Дети покупают себе билет в зоопарк)

Проверка билетов. (Дети показывают слоги, которые просит учитель и добавляют до слова)

ВО (ЛК)

ЛИ (СА)

ТИ (ГР)

ЛЕ (В)

^ ВЕ (РБЛЮД)

- С билетами все в порядке. А с вашим поведением? У входа в зоопарк висит таблица:

ЗВЕРИ ЛЮБЯТ ТИШИНУ (Дети читают сами, потом хором)


  1. ^ Работа над словами

- Дети, в зоопарке беда! Сбежала обезьянка и утащила все таблички. Помогите мне разобраться, кто в какой клетке живет.

1) Он как и азбука с а начинается. (АИСТ)

Печатаем, делим на части, ставим ударение. (Показ видеоролика про аистов)

2) Решетка на нем нарисована четко и очень к лицу людоеду решетка.(ТИГР)

3) На носу у него рог.

Кто же это? (НОСОРОГ)

4) Составление предложений с этими словами.

5) Чтение слов.

ЯК ВОЛК

ЛЕВ ЁЖИК

^ ВЕРБЛЮД ЭМУ

  1. Физкультминутка. «Прилетела Каркуша»

  2. Работа над текстом учебника ( Азбука, с. 138)

  1. Чтение текста сильными учениками

  2. Чтение цепочкой

  3. Чтение за диктором

  4. Беседа по содержанию

8. Чтение дополнительного текста и знакомство с выставкой книг о животных.

9. Итог урока.


Доклад на педагогических чтениях по теме

«Игровая модель жизнедеятельности младших школьников для повышения качества образования»


«Тысячу раз сказано: ученье – труд, и его нельзя превращать в игру. Но нельзя поставить китайскую стенку между трудом и игрой. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

В. Сухомлинский

Прекрасная пора детства!

Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные нестандартные решения в различных видах деятельности. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных отметок. Первое время сама позиция, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Еще Ян Амос Каменский приказывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.

Работая учителем начальных классов 22 года, я давно пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах. Использование этих средств в ходе урока происходит комплексно, но определяющим, несущим основную смысловую нагрузку, выступает одно из них, что вытекает из особенностей младшего школьника. Так, например, в 1-2 классах доминирует игровая деятельность, в 3-4 классах целесообразнее использовать в полной мере парную работу. Ситуация положительного эмоционального восприятия должны пронизывать всю учебную деятельность ребенка.

«Дети есть дети! Ставшие пословицей, эти слова отмечали тот непреложный факт, что ум ребенка, его интересы, эмоции, воля, вся его психика отличаются от взрослого человека,» - писал А. Дусавицкий. Многие психологи (А. Р. Лурия, Д. В. Эльконин, Г. П. Щедровицкий и другие) подчеркивали важную роль игры в жизни ребенка, великие педагоги (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили) использовали в своей работе этот вид деятельности. Игровая деятельность в жизни ребенка есть как бы «нулевой цикл» его будущей личности. Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем более разносторонняя личность формируется.

В развитии младшего школьника игра выполняет роль доброй и умной наставницы. Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. Игра заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю, упражняют ум и развивают личностные качества. Игровая деятельность влияет на развитие памяти, воображения, всех познавательных процессов.

Игра требует от ребенка сосредоточенности и включенности в правила: нужно быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной деятельности с другими детьми; нужно многое запомнить: предмет, его форму, цвет, размер, что этот предмет обозначает, для чего служит; нужно быстро сообразить, как поступить в той или иной ситуации; нужно сориентироваться в том пространстве, где происходит игра, представить себе отсутствующий предмет или нарисовать его в своем воображении. Кроме того, ребенок должен действовать так, чтобы другие участники игры его поняли.

Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает во времени с первым полугодием первого класса. Здесь все свои уроки строю на основе игры. Фомы моих уроков различны. Это и уроки – сказки, концерты, уроки, построенные по типу любимых передач – «Звездный час», «Поле чудес», «В гостях у сказки». Гостями на наших занятиях являются любимые сказочные герои, веселые человечки: Буратино, Гномик, Красная Шапочка, Незнайка, Почемучка. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с заданиями. Но любимцем первоклассников стал медвежонок Миша, который умеет говорить, может погладить по голове наиболее отличившихся учеников, пожалеть, если что-то не получилось. Дети верят, что Миша может не только говорить, но и думать, рассуждать также, как и они сами. Ведь в этом возрасте нет четких границ между реальным и воображаемым.

Роли дидактической игры на уроке придаю большое значение. Так, при прохождение темы «Число и цифра 7», использую игру «Магазин игрушек», при обучении письму буквы Г «приглашаю» семью гномиков. На своих уроках стремлюсь создать такую ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя, сделать серьезный труд занимательным. С большим успехом проходят такие игры, как «В гостях у Почемучки», «На дне рождения», «В гостях у героев сказок», «Помогите рыболову», «Дойдем до вершины», «Поход под парусами» и многие другие.

Например, игра «Строим дом» проходит так:

Учитель: -Сегодня будем строить дом.

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов и различных геометрических фигур, на обороте которых записаны задания, дети на партах строят дом, а затем отвечают на вопросы:

- Сколько использовали треугольников?

- Сколько четырехугольников?

- Сколько всего?

- Чего больше и на сколько?

- Какая фигура вверху, внизу? и др.

В проведении игр вижу огромную площадку для межпредметной связи, для связи содержания урока с действительностью. Игра на моих уроках не является самоцелью, проводится не только ради развлечения, всегда подчинена учебной, воспитательной задачам, т. к. слишком яркое, эмоциональное обучение рвет нить внимания и уводит ученика от главного, от целей уроков в сторону. Игру или игровой момент всегда планирую, продумываю ее место в структуре урока, определяю форму проведения, готовлю материал.

- Сегодня я приглашаю всех на строительную площадку. Здесь вам нужно внимательно думать, делать точные расчеты, экономить время. Из нашего строительного материала мы должны образовать число 100 и научиться правильно его записывать.

Так начинается урок математики во 2 классе по теме «Образование и запись числа 100». Дети в игровой форме узнают цели и тему урока, получают настрой на работу.

- Сегодня мы отправимся по военным дорогам, ведь было время, когда дети вместо школы отправлялись на фронт защищать Родину.

Это начало урока в 3 классе «Периметр многоугольника».

Для активизации учения школьников широко применяю и разнообразные средства наглядности: рисунки, схемы, таблицы и т.д., включая кино и диафильмы. Так в конце урока математики в 3 классе по теме «Периметр многоугольника» мы восстановили разрушенные войной дома и увидели красивый храм на Земле Великого подвига в Прохоровке.

На всех уроках стараюсь подобрать такую наглядность, которая служит источником знаний.

Во время учебной деятельности создаю проблемные ситуации. Они способствуют не только повышению познавательной активности учащихся, но и воспитанию самостоятельного, нестандартного творческого мышления. Проблемные ситуации создают эмоциональную вовлеченность, заинтересованность, желание найти решение. Эмоциональная вовлеченность способствует мышлению с использованием имеющихся знаний, а на последующих этапах побуждает к выяснению, какие недостающие знания необходимы для решения проблемы.

Так, чтобы собрать букет для ветеранов войны, дети сравнивают размер фигур и сами приходят к выводу, чтобы узнать площадь какой фигуры больше, нужно наложить одну фигуру на другую. (Это фрагмент урока математики «Площадь» в 3 классе.)

Важную роль в развитии интереса к учению играет самостоятельная работа. Для самостоятельной работы подбираю материал, который не включает в себя совершенно новых и сложных правил. Самостоятельная работа всегда посильна детям. Виды контроля самые разные. Так, при работе над словарными словами мы совершаем «поход под парусами». Дети вставляют пропущенные буквы в слова на отдельных листочках. При проверке на месте ошибки появляется дырка в «парусе». Дети стремятся не повредить свой парус и тем самым лучше запоминают написание словарных слов.

Л. Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти.» Кто не сталкивался с тем, что формула или правило вылетают из памяти как назло в самый критический момент? Та информация, которая быстро забылась, была не интересна и не важна.

Существует несколько типов памяти. У каждого человека преобладает какой-то один. Например, одному легче запоминается то, что он увидел (зрительный тип памяти). Другому для запоминая нужно обязательно записать в виде плана, конспекта, составить чертеж или схему, таблицу (моторный тип, запоминанию помогает движение). Некоторым достаточно только раз услышать какую-либо информацию, и она сразу же отложится в памяти (слуховая память). Но это не значит, что только одним типом памяти обладает каждый человек. Просто какой-то из типов получил большее развитие. А остальные работают не в полную силу. Когда все типы развиты одинаково и «не ленятся» работать, то можно сказать об отличной памяти.

Интересные вещи запоминаются быстро. Поэтому стараюсь свои уроки строить так, чтобы детям было интересно.

В Древней Греции философы и ученые на основе своих наблюдений создали науку «Мнемонику», науку о том, что запоминание – это искусство. Один из принципов этого искусства – связь слов и понятий, которые нужно запомнить, хорошо известных. Например, запоминая стихотворение, двигаться по одному и тому же маршруту. Вспомин6ая маршрут, легко вспомнить и текст. Так учили античные ораторы.

На своих уроках русского языка, работая по технологии Ю. А. Поташкиной, физминутки провожу под такие речевки:

Если «члены-близнецы» появляются,

На один вопрос все хором откликаются,

Однородными они называются,

Запятыми друг от друга отделяются.

Очень легко запомнили вопросы второстепенных членов предложения под следующее упражнение:

Где? – руки вперед

Куда? – руки вверх

Когда? – руки в стороны

Откуда? – руки опустили

Почему? Зачем? И Как? – повторяем движения рук

Наш мозг легче запоминает текст с рифмой и ритмом. Поэтому использую для усвоения грамматики русского языка смешные и короткие тексты – рифмовки:

Ко второму спряжению

Отнесем без сомнения

Все глаголы, что на –ить,

Исключая, брить, стелить.

И еще: дышать, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, бежать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Это маленькое стихотворение содержит полный перечень исключений из правила о спряжении глагола.

За годы своей работы пришла к выводу, что учебно-познавательную деятельность школьников стимулирует не только интересный учебный материал и методы обучения, но и та атмосфера, в которой протекает процесс обучения. В обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания ученик легко принимает учебно-познавательную задачу.

В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика, его самостоятельная мысль, склонность в творческому поиску, он начинает стремиться к решению более сложных задач.

Главная задача обучающихся – учиться. Через игру они с ней успешно справляются.


П^ РОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА


Белгородская область Старооскольский район______________________________________

Калинина Александра Ивановна__________________________________________________

(фамилия, имя, отчество полностью)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Каплинская школа с углубленным изучением отдельных предметов», учитель начальных классов, 1982 г.

(место работы, должность в настоящий момент, с какого года в ней работает, параллели в которых преподаёт)

Дата рождения: 31.01.1961 год___________________________________________________

Место рождения: Белгородская область Старооскольский район с. Долгая Поляна_______

Базовое образование: Белгородский государственный университет, педагогика и методика начального обучения, учитель начальных классов, 1982 год__________________________

(название учебного заведения, специальность, квалификация, дата окончания)

Послужной список: 1982 г. И по настоящее время МОУ «СО Каплинская школа с углубленным изучением отдельных предметов», учитель начальных классов_______________________________________________________________________

Педагогический стаж и квалификационная категория: 26 лет, высшая квалификационная категория_____________________________________________________________________

Звания, награды, премии, научные степени: Отличник народного просвещения 1996г.________________________________________________________________________

Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах: участие в городских педагогических чтениях учителей начальных классов в 2005, 2008 году

Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) на школьном уровне в 2005 году по теме «Игровая модель жизнедеятельности младших школьников на уроках математики как один из путей повышения качества образования»________________________________

Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных___________________________

Имеются ли публикации (выходные данные) статья «Нетрадиционные уроки математики» готовится к публикации в сборнике «Учитель учителю»______________________________

Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания: участие в районном семинаре завучей 2004-2005 учебный год по теме «Патриотическое воспитание на уроках математики»__________________________________________________________________

Рабочий адрес: с. Федосеевка ул. Н. Лихачевой, 48__________________________________

Домашний адрес: с. Федосеевка ул. Молодежная, 12_________________________________

Рабочий телефон: 22-34-11____________Домашний телефон: 22-35-95_________________

Факс:­­­­­­­­­­­­­­­­­____________-_________________Электронная почта:_______________-__________


Директору МОУ ДПО (ПК) «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Земцовой С.Г.

директора МОУ «Средняя

общеобразовательная

Каплинская школа с

углубленным изучением

отдельных предметов»

Дорохина И.Н.


ЗАЯВКА


Прошу внести в муниципальный банк данных актуального педагогического опыта опыт работы Калининой Александры Ивановны, учителя начальных классов общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная Каплинская школа с углубленным изучением отдельных предметов» по теме «Игровая модель жизнедеятельности младших школьников на уроках как один из путей повышения качества образования».

Актуальность опыта заключается в следующем. В условиях современного преобразования всех сторон нашего общества возросли требования к творческому логическому мышлению младших школьников. Отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, когда требуется решение нестандартных задач. Игра – это путь познания самого себя, своих возможностей, способностей, пределов.

Использование различных упражнений и заданий для учащихся младших классов способствует развитию логического мышления, внимания, памяти. Опыт показывает, что данная работа актуальна и перспективна, внедрение игровых ситуаций на уроках математики позволяет учителю успешно решать возникающие противоречия и способствует активизации мышления учеников начальной школы.

Данный опыт может быть использован учителями начальных классов в общеобразовательных учреждениях независимо от действующих программ.


«____»_______________2008 года Директор школы Дорохин И.Н.


9045753235987796.html
9045937067640708.html
9045982370658493.html
9046025103054992.html
9046133287561139.html