2.Блок вопросов для выявления уровня контактного показателя медиаграмотности аудитории

2.Блок вопросов для выявления уровня контактного показателя медиаграмотности аудитории

2.1.Частота контактов с произведениями медиакультуры

2.1.1. Как часто вы читаете прессу?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда

2.1.2. Как часто вы слушаете радио?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда

2.1.3. Как часто вы смотрите телевизор?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда

2.1.4. Как часто вы используете Интернет?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда

2.1.5. Как часто вы играете в видео/компьютерные игры?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда

3.Блок вопросов для выявления уровня информационного показателя медиаграмотности аудитории

3.1. Знания терминологии медиакультуры

Выберете верное окончание следующих фраз:

^ 3.1.1.Медиатекст - это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. cубтитры.

b. конкретный результат медиапродукции – сообщение в любом виде и жанре медиа.

c. текст, нанесенный на поверхности корпусов медиатехники в виде знаков и символов.

d. текст, содержащийся в инструкциях по использованию медиатехники.

^ 3.1.2.Медийный монтаж – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. сборка отдельных блоков медиааппаратуры.

b. удобное размещение медиатехники в интерьере любого помещения.

c. процесс создания медиатекста путем «сборки»/«склейки» единого целого из отдельных частей.

d. техническое устройство для мультимедийных спецэффектов.

^ 3.1.3.Категории медиа – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. различные виды и формы медиааппаратуры.

b. различные градации стоимости медиатехники.

c. различные по структуре медиаагентства.

d. различные виды, формы и жанры медиатекстов.

^ 3.1.4.Медиатека – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. магазин, торгующий медиатехникой.

b. структурное подразделение учреждения, включающее в себя информационные и мультимедийные средства разных видов, доступные для тех или иных категорий пользователей.

c. прокатный пункт компьютерных дисков, видеокассет и DVD.

d. терапевтический центр медитации.

^ 3.1.5.Медиакультура – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

b. способность человека культурно вести себя в медиатеке.

c. способность культурного человека к медитации.

d. культура продажи медиатехники различных форм и видов.

^ 3.1.6.Медиавосприятие – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. выявление технического качества медиатехники.

b. восприятие объектов окружающей действительности в процессе медитации.

c. восприятие медиатекстов любых видов и жанров.

d. усвоение медицинских терминов различной степени сложности.

^ 3.1.7.Язык медиа – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. дизайн медиааппаратуры различных видов.

b. разговор во время медитации.

c. параметры медианы.

d. комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.

^ 3.1.8.Медиаграмотность – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. способность человека к восприятию («чтению»), интерпретации, оценке, созданию и передаче медиатекстов различных видов и жанров.

b. способность человека разбираться в технических параметрах медиааппаратуры различного уровня сложности.

c. способность человека к грамотной медитации в пространстве виртуального мира.

d. способность человека к бережному обращению с медиатехникой разных видов.

^ 3.1.9.Фабула медиатекста – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. пересказ сюжета медиатекста вслух

b. часть медиатекста без пролога и эпилога

c. цепь событий в сюжете медиатексте, сюжетная схема медиатекста

d. изобразительный ряд медиатекста

^ 3.1.10.Медиарепрезентация – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. презентация нового медиатексте на рынке

b.разнообразные виды и формы представления, переосмысления реальности в медиатексте через систему знаков, символов

c.презентация авторов нового медиатекста в средствах массовой информации.

d.презентация новых технологий создания медиатекста.

3.2.Знания истории медиакультуры

^ 3.2.1.Кто из перечисленных ниже режиссеров активно работал в 20-х годах XX века?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. С.Бондарчук

b. С.Эйзенштейн

c. Н.Михалков

d. Э.Рязанов

^ 3.2.2.Когда появилась на телеэкранах игра КВН?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. 70-е годы ХХ века

b. 90-е годы ХХ века

c. 60-е годы ХХ века

d. 80-е годы ХХ века

^ 3.2.3.Когда изобрели радио?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. 20-е годы ХХ века

b. 30-е годы ХХ века

c. конец ХIХ века

d. 40-е годы ХХ века

^ 3.2.4.Кто из перечисленных ниже деятелей медиакультуры получил известность как комедиограф?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. А.Тарковский

b. А.Боровик

c. Г.Александров

d. В.Познер

^ 3.2.5.«Монтаж аттракционов» родился в:

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. в России

b. в США

c. во Франции

d. в Италии

^ 3.2.6.Какое из следующих ниже утверждений является верным?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. в России в годы второй мировой войны не транслировались радиопередачи и не снимались фильмы.

b. «эпоха оттепели» началась с полной отмены цензуры во всех видах медиа.

c. фильм «Летят журавли» по сей день остается единственным российским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» в Канне.

d. А.Масляков был лучшим ведущим телепередачи «Кинопанорама».

^ 3.2.7.Продолжите фразу: «Эффект Кулешова» был разработан для…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. телевидения

b. радио

c. интернета

d. кино

^ 3.2.8.Кто из этих мастеров медиакультуры прославился своей деятельностью в прессе?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. М.Кольцов

b. Н.Сванидзе

c. А.Каплер

d. С.Сорокина

^ 3.2.9.Какой из перечисленных ниже фильмов принадлежит А.Тарковскому?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. Детство Тёмы

b. Алешкина любовь

c. Иваново детство

d. Детский мир.

^ 3.2.10.Неореализм – течение, зародившееся в:

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. во Франции

b. в Германии.

c. в Италии

d. в США

3.3. Знания теории медиакультуры

^ 3.3.1.Какая из нижеследующих теорий медиакультуры основана на изучении знаковых систем?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. эстетическая

b. протекционистская

c. семиотическая

d. идеологическая

^ 3.3.2. Какое из приведенных ниже слов не имеет отношения к теории медиакультуры?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. репрезентация

b. аудитория

c. категория

d. медиана

^ 3.3.3. Какой из данных ученых впервые обосновал теоретическую концепцию «глобальной деревни» по отношению к медиа?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. Дж.Гербнер

b. М.Маклюен

c. Г.Лассуэл

d. У.Эко

^ 3.3.4. В какой из приведенных ниже 4-х фраз содержится ошибка?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. аудиовизуальное мышление – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста.

b. коллаж – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте.

c. агентство медиа – совокупность технических средств, людей, создающих и распространяющих медиатексты.

d. все средства массовой коммуникации всегда отражают точку зрения государственной власти на социокультурные процессы.

^ 3.3.5. Расположите приведенные ниже виды фазы создания аудиовизуального медиатекста в порядке логической последовательности этапов.

a. заявка

b. съемочный процесс

c. сценарий

d. замысел

^ 3.3.6. Какая из приведенных ниже функций НЕ имеет отношения к медиакультуре?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. терапевтическая

b. информационная

c. развлекательная

d. вегетативная

^ 3.3.7. Какие из приведенных ниже умений НЕ имеют отношения к медиакультуре?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. перцептивные

b. селективные

c. кинологические

d. аналитические

^ 3.3.8. В какой из приведенных ниже 4-х фраз содержится ошибка?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. теория «потребления и удовлетворения» в области медиакультуры предполагает, что аудитория активно отбирает для себя медиатексты, которые удовлетворяют тем или иным ее запросам.

b. средства массовой коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между агентством (источником информации) и массовой аудиторией.

c. экранные искусства – аудиовизуальные искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности.

d. критическая автономия в области медиакультуры – абсолютная независимость критических суждений о медиатексте, ни в чем не совпадающая с суждениями других людей.

3.3.9. Какая из нижеследующих теорий медиакультуры основана на предположении о сильном и прямом воздействии любого медиатекста на аудиторию, вызывающем немедленную ответную реакцию.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. культурологическая

b. инъекционная

c. социокультурная

d. эстетическая

^ 3.3.10. Продолжите фразу: Манипулятивное воздействие произведений медиакультуры – это …

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. система способов и приемов аудиовизуального монтажа.

b. система манипуляций при создании медиатехники.

c. система способов и приемов воздействия на сознание аудитории с целью навязывания каких-либо идей и/или введения в заблуждение.

d. система медитационных движений при контакте с произведениями медиакультуры.

^ 4.Блок аналитических заданий для выявления уровня интерпретационного/оценочного показателя аудиовизуальной медиаграмотности аудитории

4.1. Перед вами 3 темы письменных работ. Вам нужно выбрать только одну тему и написать письменную работу объемом 3-4 страницы.

a. аудиовизуальный медиатекст, который произвел на меня особенно сильное впечатление.

b. аудиовизуальный медиатекст, который повлиял на мое отношение к себе и к окружающим

c. анализ одного эпизода из запомнившегося аудиовизуального медиатекста.

^ 5.Блок творческих заданий для выявления уровня креативного показателя аудиовизуальной медиаграмотности аудитории

5.1. опишите кадр из аудиовизуального медиатекста, который выражает образное обобщение, оставшееся у вас после просмотра.

5.2. предложите свой визуальный вариант образного обобщения авторской концепции аудиовизуального медиатекста в виде плаката или коллажа.

5.3. передайте образное обобщение авторской концепции аудиовизуального медиатекста строчками из известного стихотворения, образно-эмоциональное содержание которого частично перекликается (или совпадает с ней) с темой данного медиатекста.

5.4. составьте рассказ от имени персонажа медиатекста (с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п.).

5.5. составьте монолог или письмо от имени одного из представителей дифференцированной (с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, с различными уровнями медиавосприятия) аудитории.

^ 6.Блок заданий для выявления уровней операционного показателя медиаграмотности аудитории

6.1. съемка 3-х минутного документального видеофильма на заданную тему.

6.2. съемка 3-х минутного игрового видеофильма на заданную тему.

6.3. составление макета стенгазеты;

6.4. съемка фоторепортажа;

6.5. монтаж видеофрагментов.

Приложение 2. Вопросы для анкетирования на тему: «Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников и студентов»

(автор разработки вопросов и схемы анкетирования: д.п.н., профессор А.В.Федоров)

1.Ваше отношение к медиаобразованию (т.е. к образованию средствами и на материале медиа – прессы, телевидения, кинематографа, интернета, видео и т.д.)?

1

В медиаобразовании школьников нет необходимости

2

Медиаобразование школьников должно быть обязательным

3

Медиаобразование школьников должно быть факультативным, кружковым

4

В медиаобразовании студентов нет необходимости

5

Медиаобразование в педагогических вузах должно быть обязательным

6

Медиаобразование студентов должно быть только факультативным

7

Необходимо ввести новую педагогическую специальность «Медиапедагогика», чтобы готовить квалифицированных медиапедагогов для средних учебных заведений и вузов

8

Медиаобразование школьников и студентов должно быть интегрированным с обязательными дисциплинами (литературой, историей, биологией, географией, информатикой и т.д.)

9

Медиаобразование в школе и вузе должно быть автономным, в виде отдельного урока

10

Медиаобразование в школе и вузе должно синтезом автономных и интегрированных уроков

2.Каковы, по Вашему мнению, основные задачи медиаобразования?

(при ответе на данный вопрос нужно выбрать 5 самых важных, по Вашему мнению, вариантов ответа)

1

Воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, оценки эстетических качеств медиатекстов, понимания медиатекстов, пропаганда шедевров медиакультуры

2

Развитие критического мышления, критической автономии личности по отношению к медиа

3

Защита от вредного влияния медиа (к примеру, от воздействия сцен насилия на экране, от пропаганды дурного вкуса, от произведений низкого художественного качества и т.д.)

4

Удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа

5

Обучение аудитории практическим умениям работы с медиатехникой

6

Развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры

7

Развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов (аудиовизуального ряда, композиции, стилистики, символики и т.д.), «декодированию» медиатекстов

8

Развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте с учетом таких понятий, как «источник информации» (агентство медиа), «категория медиа» (вид, жанр медиа), «технология медиа», «»язык медиа», «аудитория медиа», «репрезентация»

9

Подготовка людей к жизни в демократическом обществе

10

Развитие коммуникативных способностей личности

11

Развитие умений самовыражаться с помощью медиа, создавать медиатексты

12

Получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры

13

Получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры (включая такие понятия, как «агентство медиа», «категория медиа», «язык медиа», «технология медиа», «репрезентация медиа», «аудитория медиа» и т.д.)

14

Развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры

3.Используете ли вы элементы медиаобразования на своих уроках/занятиях?

(при ответе на данный вопрос нужно выбрать 1 вариант ответа)

1

Да

2

Нет

3

Затрудняюсь ответить

4.Если Вы используете элементы медиаобразования на своих уроках/занятиях, то насколько часто?

(при ответе на данный вопрос нужно выбрать 1 вариант ответа)

1

На каждом уроке, факультативном, кружковом занятии

2

При проведении большинства уроков, факультативных, кружковых занятий

3

Очень редко или никогда

5.Если Вы НЕ используете элементы медиаобразования на своих уроках/занятиях, то что Вам мешает это делать?

(при ответе на данный вопрос можно выбрать от 1 до 3-х вариантов ответа)

1

Не хватает знаний о теории и методике медиаобразования

2

Нет желания заниматься медиаобразованием школьников

3

Нет материальной заинтересованности в проведении медиаобразовательных

уроков

4

Не знаю, как обращаться с медиатехникой

5

Нет рекомендаций по поводу медиаобразования со стороны школьного

начальства

6

Другое (что именно?)




9062626553302942.html
9062684664663628.html
9062781549558794.html
9062882154828441.html
9062919714602430.html