«Календарь» - страница 2

^ Активными участниками всех городских конкурсов, конечно, же, являются ребята – представители детской общественной организации «Истоки» Будущее начинается сегодня
Одна из задач патриотического воспитания - формирование у молодежи высокой гражданственности и социальной активности. Реализация этой задачи невозможна без активизации работы по созданию молодежных и детских общественных организаций и объединений. Одним из эффективных путей является развитие детского самоуправления. Сегодня детское самоуправление необходимо рассматривать не столько как педагогическое средство, сколько как социально-педагогическую проблему. Школа должна сформировать у своих воспитанников наряду с глубокими знаниями и навыками трудовой деятельности, также опыт самоуправленческой деятельности.

^ Задачами работы МОУ СОШ № 4 является воспитание у каждого учащегося демократической культуры, гражданственности, создание условий для социального творчества ребенка, умения действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества на основе педагогики сотрудничества.

Развитие детского самоуправления позволяет:

Обеспечить нормальную работу всех коллективов в школе, оптимально решать повседневные задачи с учетом интересов учащихся.

Подготовить школьников к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, то есть обеспечить приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Именно воспитание в деятельности рождает у ребенка такие качества, как ответственность, умение работать в коллективе и уважать чужое мнение, заботу и сопереживание, чувство собственного достоинства.

Самоуправление не может существовать без определения реальных конкретных прав и обязанностей.

Права и обязанности школьника в морально-правовом аспекте в каждом школьном коллективе определяются на основании конкретных документов, в разработке которых принимают участие сами дети.

Одновременно детям предоставляются и организационные права, например, выбор кружка, клуба, формы и содержания деятельности. Новый подход к самоуправлению сегодня предлагает соблюдение принципа: "все, что делается для детей, должно происходить с их участием". Тогда дети становятся хозяевами, гражданами, патриотами своей школы, а значит и патриотами своей Родины.

^ В МОУ СОШ № 4 действуют органы самоуправления, которые составляют структуру детской подростковой организации "Истоки".

Цель: создание условий для самореализации, раскрытие творческих и умственных потенциалов личности ребёнка.

Задачи:
1. Продолжение работы по нравственному и патриотическому воспитанию.
2. Формирование положительного отношения к учёбе, труду.
3. Укрепление традиций и ритуалов детской организации "Истоки»
4. Использование интересных активных форм организации жизнедеятельности детской организации «Истоки»
5. Развитие детского самоуправления.
6. Формирование нравственных качеств личности на основе культурно-исторических ценностей. ^ Основные направления деятельности детской организации «Истоки»:
- эстетическое;
- спортивное;
- досуговое. Для достижения поставленных задач использовались следующие формы работы:
- игры;
- викторины;
- конкурсы;
- беседы;
- диспуты;
- круглые столы;
- конференции;
- спортивные мероприятия.
^ Активом детской организации являются Министерства:
- здравоохранения;
- информации и печати;
- культуры;
- образования;
- патриотики и краеведения;
- спорта;
- хозяйства.
Во главе с Советом Министром и Президентом.
Каждое Министерство выполняет определённые функции, которые описаны в Уставе детской организации. В соответствии с этими функциями работа в детской организации ведётся по следующим направлениям:
- информирование членов детской организации о деятельности организации, намечающихся делах и событиях;
- пропаганда здорового образа жизни;
- организация праздников и вечеров;
- организация работы по благоустройству школы;
- пропаганда знаний;
- выпуск познавательных и тематических стенгазет:
- организация спортивных мероприятий.

^ Актив детской организации "Истоки" использует в своей работе следующие методы:
- игры;
- соревнования;
- круглые столы; - конкурсы;
- викторины;
- беседы;
- поисковые задания;

Работа по развитию детского самоуправления продолжается. Актив детской организации разрабатывает новые формы работы.
На 2005-2006 учебный год детская организация "Истоки" ставит перед собой следующую цель: - создать условия для самореализации, раскрытие потенциальных возможностей в духовном и нравственном развитии личности, способной отвечать за себя и за результаты деятельности; - способствовать тому, чтобы учащиеся стремились выполнять различные задания, как можно больше заинтересовать их жизнью детской организации; - стараться улучшить жизнь в детской организации, учитывая интересы и пожелания детей, привлекать их к переменам в жизни детской организации.
Для достижения этих целей детская организация ставит перед собой следующие задачи:
- продолжение традиций детского самоуправления;
- укрепление традиций и ритуалов;
- использование интересных активных форм организации жизнедеятельности детского коллектива;
- способствовать тому, чтобы учащиеся стремились выполнять различные задания, как можно больше заинтересовать их жизнью детской организации; - стараться улучшить жизнь в детской организации, учитывая интересы и пожелания детей, привлекать их к переменам в жизни детской организации.
- формирование нравственно-патриотических качеств личности на основе культурно-исторических ценностей, привития этих ценностей учащимся;
- развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие творческих способностей.

 

^ Перспективный план работы
детской подростковой организации "Истоки"
на 2005-2006 учебный год.

На базе школы действует детская подростковая организация «Истоки». Детская подростковая организация, членами которой являются учащиеся 5-9 класс, изъявившие своё желание. Старшеклассники входят в «Совет старшеклассников» - «Школьная Дума».
5 "а" - 20 человека;
6 "а" - 18 человек;
7 "а" - 24 человека;
7 "б" - 15 человек;
8 "а" - 22 человека;
8 "б" - 23 человека;
9 "а" - 14 человек;
9 "б" - 23 человека;

График 1




^ Традиции и ритуалы.

- День Знаний;
- Выборы органов самоуправления детской организации;
- Акция "Ветеран, живущий рядом".
- Выборы Президента.
- Инаугурация Президента.
- Участие детской организации в фестивале "Золотая осень"
- Участие детской организации в праздновании Нового года.
- Участие детской организации в вечере встречи выпускников.
- Участие детской организации в месячнике оборонно-массовой работы
- Акция "Милосердие". Деятельность детской благотворительной организации «Цветик – семицветик»
- Участие детской организации в праздновании Дня Победы.


^ Детская организация и воспитательная система школы


1. Тематический период: учимся общаться.
День Знаний.
Выборы органов самоуправления детской организации.
Выборы Президента детской организации.
Инаугурация Президента.
КТД "Мой город":
- участие Министерства патриотики в операции "Ветеран";
- участие Министерства патриотики в выполнении классами своих поисковых заданий;
- помощь Министерств патриотики и культуры в организации экскурсий по городу и в музей. Темы экскурсий: - "Мой город";
- "Улицы моего города";
- "Моя родословная"
- участие Министерства спорта в организации общешкольных, районных, городских соревнованиях;
Участие детской организации в КТД "Милым, дорогим учителям";
- участие Совета Министров в организации для самоуправления;
- участие Министерства информации и печати в организации и создании школьной газеты «Первое сентября»;

- участие Министерства культуры в организации праздничного концерта;
- участие Министерства информации и печати в фотоконкурсе "О вас с любовью"; «Фоторепортаж с места событий», «Вам, выпускники!» (коллаж с уроков);
- участие Министерства образования в организации и проведении экологического праздника для учащихся начальных классов "В гостях у осени"
- участие Министерства культуры в проведении осенних балов;
- участие Министерства информации и печати в конкурсе стенных газет: "Мы рисуем осень", «Поздравляем наших учителей», «С Новым годом, с новым счастьем!», «Армия родная», «День Победы, как он был от нас далёк»
^ 2. Тематический период: Учимся мыслить.
Участие детской организации в серии познавательных игр:
- "Счастливый случай";
- "Звёздный час";
- "Александр - шоу";
- "Слабое звено";
- "Золотая лихорадка";
Помощь Министерства образования в проведении предметных недель.
Участие Министерства информации и печати в выпуске стенгазет к Международному дню борьбы со СПИДом.
Участие детской организации в КТД "Новый год":
- участие Министерства хозяйства в организации ярмарки "Всё к Новому году"; Акция «В новый год с чистой школой»;
- участие всех Министерств в работе «Мастерской Деда Мороза»;
- участие Министерства информации и печати в организации конкурса стенгазет "Новый год";
- участие Министерства культуры и хозяйства в конкурсе витражей и новогодних игрушек;
- организация Министерством хозяйства украшения школы, актового зала к Новому году;
- участие Министерства культуры в организации и проведении конкурса "Дед Мороз - 2005".
^ 3. Тематический период: Учимся творчеству.
Участие в конкурсе художественной самодеятельности школы, фестивале детского творчества «Души исполненный полёт»
Участие детской организации в месячнике оборонно-массовой работы, посвящённой 60 – летию Победы:
- участие Министерства спорта в конкурсе "Служу Отечеству";
- участие Министерства информации и печати в брейн-ринге "Страницы истории Отечества";
- участие Министерства патриотики в Акции "Ветеран, живущий рядом";
- участие Министерства культуры в конкурсной программе "Армейский калейдоскоп"; в «Традиционном военно-спортивном турнире, посвящённом памяти военрука школы Санькова Л.П.», в традиционном конкурсе «День призывника»;
- участие Министерства образования и культуры в игре "Царь горы".
Участие детской организации в празднике "Валентин и Валентина".
- клуб влюблённых сердец.
Вечер встречи выпускников.
Участие детской организации в Дне открытых дверей для будущих первоклассников и гостей школы
Участие детской организации в празднике "Виват, школа 4!", «Три Т: труд, творчество, талант»
Участие детской организации в КТД "С праздником, дорогие!"
- участие Министерства информации и печати в организации праздничной почты;
- участие Министерства культуры в проведении праздничного концерта;
^ 4. Тематический период: Учимся подводить итоги.
Участие Министерства культуры в первоапрельской юморине.
Участие Министерства культуры в конкурсе инсценированных анекдотов.
- участие Министерства образования и культуры в игровой программе "С нами смех".
Участие детской организации в КТД "День Победы":
- операция "Память";
- операция "Ветеран"; - встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, живущими в микрорайоне школы и шефами ЛПЦ – 3; - участие в традиционной акции «Возложение венков к могилам погибших солдат в годы войны и воинам – интернационалистам»
Участие детской организации в организации КТД "За честь школы":
- присвоение почётного звания "Истоковец"; - подведение итогов общешкольного конкурса, на лучший класс школы № 4; - награждение лучших ребят школы, участников общешкольных мероприятий, районных и городских мероприятий - участие Министерства культуры в игре "Кто во что горазд";
- участие Министерства образования в подготовке и проведении игры "Космическое путешествие" для ребят начальной школы;
Участие детской организации в городском фестивале детских организаций школ города.
Помощь министерства образования в проведении праздника "Прощай, начальная школа!"
Участие актива детской организации в КТД "Последний звонок".


Организационно-пропагандистская работа:
1. Выпуск тематических стенгазет, санбюллетеней, листков здоровья.
2. Оформление альбома детской организации.
3. Оформление стендов "Лучшие ученики школы № 4", "Движение юных патриотов".
Взаимодействие с педагогическим коллективом:
1. Помощь в разработке сценариев.
2. Помощь в проведении тематических классных часов, различных мероприятий.


Программа взаимодействия детской общественной организации «Истоки» с учреждениями города Магнитогорска и с учреждениями дополнительного образования



И это хорошо – есть над чем работать, есть еще горизонты, которых можно достигнуть;

- и еще приятно то, что мы «перетащили» 1 этап, отошли от приказов, указов, оттого, что самоуправление носит лишь исполнительскую  функцию (что само по себе парадокс); теперь не только  я чему-то учу детей, а они (зачастую)  передают друг другу знания и иногда даже я чему-то учусь у детей.

Одним из способов передачи знаний, развития самоуправления и вовлечения детей в активную жизнь школы у нас с 2003 года проводится Учеба актива. Данный опыт еще раз подтверждает, что в нашей школе происходит развитие самоуправления. Вначале система, периодичность и содержание Учебы актива предлагались мной, зато сейчас я являюсь лишь консультантом.

Существует план проведения школы актива на год (Приложение №10). Он состоит из 3 этапов:

1 этап – подготовительный – «Школа Лидеров»

2 этап – «Школы актива» (тематические – основа ключевые дела школы)

3 этап – итоговый (анализ работы и планы на следующий год).

Соорганизаторами Учебы  актива являются представители совета старшеклассников, а проводится она для всех желающих, в основном, это представители классных органов самоуправления.

Для проведения Школ актива используется материал из опыта работы Школы «Лидер».

Еще хочется описать то, как мы пытаемся вовлекать учащихся в самоуправленческую деятельность. Существует множество путей, вот некоторые из них:

- один из способов – это проведение дня самоуправления.

-  второй способ – это коллективное планирование;

-   наиболее эффективный путь вовлечение всех учащихся в самоуправленческую деятельность – создание групп для  выполнения творческих поручений. Для этого у нас  создан (выше упомянутый) Совет дела. Коллектив совета дела формируется в зависимости от планирования дела. В дальнейших моих планах создание советов дел по тематикам, интересам. И чтобы каждый совет выходил со своим делом (игрой, классным часом и др.) на класс. Например, Совет дела, отвечающий за спорт, проводит эстафету или соревнование между параллелями, Совет дела – «Здоровье» -  классные часы «В здоровом  теле  здоровый дух» и т.д.

Таким образом, каждый ученик получит право принять участие в разработке, проведении и анализе нескольких организационно-деятельных проектов.

Данный путь реализуется с использованием «Стадий коллективного творческого дела» (по методике И.П.Иванова) (Приложение № 11)

Итак, подведем итоги вышеизложенного:

1. Ученическое самоуправление и соуправление дает возможность иначе, чем прежде рассмотреть воспитательный процесс. В традиционной педагогике его  рассматривали как передачу социального опыта одним поколением другому. Такой подход предполагал  его гуманизацию и демократизацию. Лишь в незначительной степени самоуправление дает учащимся возможность осознанно занять позицию субъекта воспитательной деятельности, а педагогу – рассматривать воспитание как деятельность детей и взрослых с целью реализации совместно выбранных целей и задач. Поэтому позиция педагога заключается не только в том, чтобы передавать  готовые нравственные ценности, а прежде всего в том, чтобы вырабатывать их вместе со всеми воспитанниками. Такое понимание воспитательного процесса придает ему ярко выраженный гуманистический характер.

2.  Дальнейшая демократизация общества, переход к правовому государству требуют формирования у учащихся  демократической культуры. Для этого в образовательно-воспитательных учреждениях необходимо взаимодействие управления, самоуправления и соуправления. Управление  обеспечивает гарантии воспитательным коллективам на  самоопределение, саморазвитие и самоуправление. Последнее, в свою очередь, обеспечивает гарантии учащимся на самоанализ, самооценку, самоустановку. Самоуправление дает право органам ученического самоуправления являться партнером и оппонентом других общественных формирований и государственных органов в осуществлении социально защищенных функций учащихся, связанных с условиями охраны их здоровья, обучения, отдыха, труда, спорта, творчества.

3. Цели воспитания – это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения. Исходя их этой трактовки, можно сформулировать цели ученического самоуправления следующим образом: воспитание гражданина с высокой  демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей  личности, общества и Отечества.

 ^ 4.      Результативность.

4.1.           Актуальность и перспективность.

Говоря о результативности и перспективности, следует отметить еще раз выше сказанное ранее. Самоуправление состоит из 3 этапов развития и, проанализировав эти этапы, я сделала вывод, что мы находимся на границе между 2 и 3 этапом, следовательно, перспектива развития в данном опыте у нас есть.

А исходя из поставленных задач:

-   предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

- формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать  духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

-    воспитывать положительное отношение к  общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, сою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

-   воспитать желание бороться за своих друзей и родственников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать полезным защитником правды, добра и красоты;

-   сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

 Следует то, что пока в обществе есть надобность в реализации этих задач, пока нужны люди, умеющие реализовывать эти задачи – самоуправление будет актуально.

         И еще хочется отметить, самоуправление и соуправление актуально до тех пор, пока у детей (учащихся) будет сохраняться желание сотрудничать с педагогами, делать свою жизнь и жизнь окружающих интересной. 


4.2.      Эффективность опыта

Описываемая мною тема «Управление воспитательной системой через самоуправление и соуправление», я считаю эффективна.

       Во-первых, происходит двухсторонний обмен информацией между мной и учащимся;

Во - вторых, на основе советов дела происходит организация КТД школы;

В-третьих, на базе  Совета старшеклассников сформирована команда КВН нашей школы; в  общении между членами команды не возникает проблем, потому что, не смотря на то, что  это разновозрастная группа, учащиеся сплочены общим делом.

И, в-четвертых, на  эффективность влияет заинтересованность и участие педагогов школы и администрации. Ребята чувствуют данную поддержку.

4.3.           Стабильность результата 

При самоуправлении и соуправлении у учащихся, задействованных в данном процессе, развиваются следующие качества, навыки и умения:

- креативность;

- умение повести за собой;

- умение преобразовывать мир;

- самостоятельность;

- мобильность;

- дружелюбность;

- инициативность;

- целеустремленность;

- и т.д.

Все эти качества способствуют дальнейшему развитию, желанию не останавливаться на достигнутых результатах, поэтому выпускники нашей школы, прошедшие через систему самоуправлениям соуправления, являются студентами престижных ВУЗов не только г. Магнитогорска.

А еще, одним из немаловажных показателей результативности я считаю то, что выпускники являются частыми гостями в нашей с ним школе. По-моему, их притягивает тепло и дружелюбие отношений, которое было когда-то создано ими и преумножается сейчас новыми поколениями.

Если в школе работает самоуправление, то можно увидеть: см. график 1

(опрошены старшеклассники 8 – 11 класс – по параметрам: 2 – 7 в количестве 102 чел)

1.Упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива.

2.Творческое содружество взрослых и детей.

3.Комфортность пребывания в стенах школы.

4.Эмоциональность, духовность, сопричастность в школьной жизни.

5.Возвышение нравственных начал в коллективе.

6.Развитие организаторских навыков подростков.

7.Самостоятельность учащихся в реализации программ деятельности школьного коллектива.

График 2




В ходе исследования (см. график 2) были опрошены ученики старших классов (9-11 класс) что позволило, в определенной степени, представит общую картину процесса социализации в школе глазами учеников. В результате анкетирования было опрошено 85 ребят. По каждому вопросу определен средний результат.

Анкета.

Школа как фактор социализации с точки зрения учеников.

Цель: оценка отношения учащихся к современной школе.

Описание методики: опросник состоит из 20 характеристик, по которым испытуемого просят оценить данное положение применительно к его мнению.

Инструкция: «вам предлагается определить свое отношение к школе с помощью представленных характеристик. Каждое утверждение вы оцениваете по 6-тибальной шкале применительно к себе».

«0» - нет;

«1» - практически нет;

«2» - скорее нет, чем да;

«3» - скорее да, чем нет;

«4» - в целом да;

«5» - да.

Опросник.



Утверждения

Кол – во ответ.

1

В школу я хожу без какого-либо принуждения.

78

2

Если бы посещение школы было не обязательным, я все равно бы в нее ходил.

74

3

Я часто провожу в школе свое свободное время

57

4

Больше всего в школе я общаюсь со сверстниками.

69

5

Я участвую в трудовых делах школы.

56

6

Я участвую в спортивных делах школы.

54

7

Я участвую в культурных мероприятиях, проводимых в школе.

53

8

Основную часть знаний я получаю в школе, а не из других источников.

57

9

В школе я получаю не только узкоспециальные знания по отдельным предметам, но и знания, практические навыки для дальнейшей взрослой жизни.

68

10

Школа помогает решать проблемы, связанные с общением

73

11

Школа помогает моему умственному, интеллектуальному развитию.

63

12

Школа помогает моему физическому развитию

69

13

Школа помогает развитию и становлению моего характера.

54

14

Мои родители проявляют интерес к школьным делам, а не только к учебе.

76

15

Мои родители активно взаимодействуют со школой (ее администрацией, учителями).

54

16

Школа активно взаимодействует с домами культуры, детскими клубами и т.д.

79

17

Школа часто реагирует на изменение в обществе (изменения в ее программе, во взаимоотношениях учеников и учителей).

69

18

Я часто общаюсь с учителями на свободные темы.

69

19


Школа помогает развитию моих индивидуальных особенностей

76


20.

Можно сказать, что школа является моим вторым домом.




65



Интерпретация.

В результате проведенного анкетирования среди старшеклассников показатель деятельности современной школы как основного института социализации детей – 88,9 %, т.е. школа реализует свои потенциальные возможности в процессе социализации школьников (с точки зрения самих школьников). 76% ответили, что школа для них является вторым домом. 87% участников опроса продолжали бы посещать школы в том случае, даже если бы это не было обязательным. В настоящее время школа детьми воспринимается как учреждение, в котором они получают, комплекс знаний, умений и навыков, помогающих выступить на равных в обществе со взрослыми. Из результатов анкеты видно, что школа нацелена не только лишь на свою образовательную функцию. Она представляет собой открытую систему социализации. Школа взаимодействует с другими образовательными, воспитательными организациями, по мнению ребят, не консервативно относится к нововведениям в обществе.

^ К чему я стремлюсь в жизни

(осознание собственных ценностей и стремлений)

(опрошены старшеклассники 8 – 11 класс – в количестве 102 чел)



Хорошее образование

74

Хорошая работа и карьера

89

Счастливая семья

96

Слава

34

Деньги, богатство

67

Дружба

89

Достижение в искусстве, музыке, спорте

47

Уважение и восхищение окружающих

68

Наука как познание нового

76

Хорошее здоровье

99

Уверенность в себе и самоуважение

87

Хорошая пища

69

Красивая одежда, ювелирные украшения

69

Власть и положение

49

Хороший дом, квартира

74

Сохранение жизни и природы на Земле

87

Счастье близких людей

102

Благополучие государства

86



График 3


Сегодня школа реализует в комплексе программы «Семья», «Досуг», «Краеведение», «Знание», «Здоровье», «Спорт», «Экскурсионная программа», «Благотворительная организация «Цветик – семицветик». Следует отметить и тот факт, что школа сегодня взаимодействует с родителями через общешкольный родительский комитет, контакт с родителями учеников администрации школы через классных руководителей, родительский всеобуч, встреча с психологом школы и т.д. А это в свою очередь определяет и отношение ребят к школе, не безразличие к ее делам, исходящее из семьи.

В плане индивидуального становления личности, по опросу ребят, школа помогает им на 88 %. Это позволяет говорить о том, как такового давления, мешающего творческому, индивидуальному развитию детей со стороны школы не наблюдается. Сегодня в городе УО г. Магнитогорска целенаправленно реализует экскурсионную программу, которая сегодня помогает положительно влиять на всестороннее развитие личности ребенка. Цель экскурсионной деятельности МОУ «СОШ № 4»:

9069121877310680.html
9069261066587755.html
9069371326327952.html
9069561650639852.html
9069640126139210.html