Отчет о работе Томского областного Центра нит за 2009 год - страница 3

^ 3. УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ МИНИСТЕРСТВА
Общий НИИОКР и услуг (базовые организации) в 2009 г. составил 36603,04 тыс. руб., в том числе:

– грант РФФИ 09-07-99008. Проект «Исследование и разработка технологии идентификации нечетких моделей на базе метаэвристик и методов, основанных на производных» — 280 тыс. руб.;

– грант РФФИ. Проект «Геоинформационные технологии мониторинга и оценки социально-экономического развития муниципальных образований Томской области» — 210 тыс. руб.;

– единый заказ-наряд по теме «Создание и исследование моделей устойчивого развития муниципальных образований» — 470,983 тыс. руб.;

– единый заказ-наряд по теме «Развитие методов и моделей анализа состояния объектов распределенной инженерной сети с использованием геоинформационных технологий» — 427,460 тыс. руб.;



^ 4. УЧАСТИЕ ЦЕНТРА В РАЗВИТИИ БАЗОВОГО ВУЗА

4.1. Развитие и обеспечение функционирования

корпоративной мультисервисной сети ТУСУРа

Корпоративная мультисервисная сеть университета представляет собой универсальное многоцелевое информационное пространство конвергентных сетевых услуг с инвариантным доступом. Основная задача мультисервисной сети — обеспечение работы разнородных информационных и телекоммуникационных систем и приложений в единой транспортной системе, когда для передачи и обычного трафика (данных), и трафика другой информации (речи, видео и т. д.) используется единая инфраструктура. Это позволяет уменьшать разнообразие типов оборудования, применять единые стандарты и единую кабельную сеть, централизованно управлять коммуникационной системой для предоставления наиболее полного спектра услуг, обеспечивая гибкость их набора, объема и качества.

В основу построения мультисервисной сети университета положена модель NGN-сети, включающая в себя четыре уровня: транспорт, доступ, управление и услуги. Это означает, что пользователь получает персонифицированный набор услуг в любой точке пространства среды и сохраняет неизменность и непрерывность его получения при мобильном перемещении.

Основными сервисами являются: IPTV-вещание и телеконференсинг; цифровая телефония; звуковое вещание и оповещение; радиодоступ Wi-Fi; интернет-сервисы 1-го поколения (e-mail, http, ftp, DNS и т.д.); распределенная обработка данных и доступ к автоматизированным информационным ресурсам.

В состав мультисервисной сети университета входят:


Мультисервисная транспортная система передачи данных (МТСПД) представляет собой опорную сеть для обеспечения взаимодействия локальных вычислительных сетей различных подразделений ТУСУР.

На физическом уровне МТСПД представляет собой точки доступа на площадках корпусов: главного, РК, ФЭТ, бизнес-инкубатора «Дружба» (СБИ) (рис. 1).

Магистральные каналы между корпусами выполнены в виде кольцевой одномодовой волоконно-оптической линии связи, позволяющей пропускать трафик по протоколу Giga-bit Ethernet. Пропускная способность канала — 4 Гбит/с, общая протяженность линий порядка 22,5 км. Все узлы оснащены коммуникационным оборудованием фирмы Cisco.

Программная реализация узлов построена по классической модели коммутации пакетов и имеет три иерархических уровня: доступа, распределения и ядра системы. Организация уровня доступа позволяет подключать как конечных пользователей, так и автономные локальные вычислительные системы крупных подразделений вуза. Тем самым обеспечивается наличие порядка 2000 коммутируемых портов Ethernet на каждом рабочем месте сети и 80 субпровайдинговых включений ЛВС.




Рис.1. Схема корпоративной мультисервисной сети ТУСУРа


Основные параметры МТСПД университета представлены в табл. 1.

Таблица 1

^ Основные характеристики

2009 г.







Количество ПЭВМ, подключенных к мультисервисной сети

5269

Количество специализированных серверов

165

Количество коммутационного оборудования (Cisco)

43

Суммарная емкость дискового пространства специализированных серверов

40 Тб

Протяженность собственных оптоволоконных линий связи

22,5 км

Количество точек доступа беспроводной сети Wi-Fi

62

Количество абонентов в одной точке доступа

20

Степень покрытия учебных корпусов Wi-Fi

90%

Пропускная способность передачи данных мультисервисной сети

4 Гб/с

Пропускная способность Wi-Fi

54 Мб/с

Пропускная способность каналов доступа в Internet

63Мб/с



Кроме кабельных линий связи в корпусах университета развернута система беспроводной сети Wi-Fi: общее количество точек доступа — 62, зона покрытия корпусов — 90 %; одна точка доступа обслуживает до 20 абонентов; пропускная способность точки составляет 54 Мбит/с.

^ Каналы внешней интеграции МТСПД обеспечивают надежное эффективное взаимодействие как с сетью Томского научно-образовательного комплекса (ТНОК), сетями Томских операторов связи, так и с внешними операторами связи.

В 2009 году университет имеет выход во внешний интернет через ЗАО «Зап-СибТрансТелеком» с пропускной способностью канала 60 Мб/с и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» — 3 Мб/с.

Вычислительные сети подразделений и компьютерные учебные классы выступают в роли первичных функциональных элементов МТСПД. В учебных корпусах и общежитиях функционируют порядка 80 сетей (148 специализированных серверов). Общее количество компьютерного оборудования, подключенного к сети, составляет:

Для создания мультимедийных про-дуктов в составе межвузовского демонстрационного зала коллективного поль-зования имени Ф.И. Перегудова введе-на в эксплуатацию мультимедийная лаборатория, которая включает: аппаратно-студийный блок (АСБ); эфирная аппарат-ную (ЭА); центральную аппаратную (ЦА); участок нелинейного монтажа и 3D-ани-мации (УНЛМ); участок тиражирования лазерных дисков.

Трансляция мультимедийных ресур-сов осуществляется как на устройствах отображения (плазменной панели, проек-ционном экране), расположенных в учебных аудиториях, так и на персональных компьютерах, подключенных к МТСПД. В этом случае каждый пользователь данного сервиса может посмотреть видеоматериалы, а также скопировать их, посетив специальный мультимедийный портал.

Созданная мультимедийная инфраструктура позволяет: создавать учебные, научные и информационные мультимедийные ресурсы и организовывать их трансляцию в учебных корпусах и общежитиях университета; использовать IP-телефонию при проведении коллективных дискуссий и обсуждений результатов группового проектного обучения; интегрировать информационные ресурсы и вычислительные мощности МТСПД ТУСУРа с Томским научно-образовательным комплексом.

В 2009 году эксплуатация корпоративной мультисервисной сети ТУСУРа осуществлялась исходя из результатов коренной модернизации, проведенной в 2006-07 гг. в рамках выполнения Инновационной программы, а также с учетом опытно-внедренческой эксплуатации в 2008 году, направленной на дальнейшее расширение количества оказываемых студентам и сотрудникам вуза информационных услуг и улучшения их качественных показателей. Ключевой особенностью работы в 2009 году стала задача постепенного перехода от централизованного оказания ЦТТ пользовательских услуг подразделениям к ор-ганизации таких услуг самими пользователями.

^ Развитие внешней контактной инфраструктуры включает:

1) интеграцию КМС во внешний ИНТЕРНЕТ;

2) интеграцию в отраслевую телекоммуникационную сеть сферы образования;

3) интеграцию в сетевое пространство Томского научно-образовательного комплекса (ТНОК);

4) сотрудничество с городскими операторами связи.


^ Интеграция во внешний ИНТЕРНЕТ

1. Разработан технический раздел конкурсной документации, проведены торги и заключен Государственный контракт на поставку услуг доступа во внешний Интернет на 2010 год.

2. Модернизирован аппаратно-программный коммуникационный модуль поставщика услуг — ЗАО «ЗапСибТранстелеком» на площадке узла главного корпуса. Обеспечен непосредственный обмен трафиком между внутренней сетью национального оператора связи и КВС по протоколу Ethernet на скорости 1 Гбит/с.

3. Гарантированная полоса доступа (CIR) КМС во внешний ИНТЕРНЕТ составляла 60–100 Мбит/с с ночными пиками (EIR) до 175 Мбит/с. Для прокладки путей между автономными системами использовался протокол BGP.

4. Во внутреннем сетевом пространстве КВС используется мультипротокольная ком-мутация меток (протокол MPLS) и качество обслуживания QoS. Обеспечивается возможность сети по предоставлению пользователю КВС необходимый ему предсказуемый уровень услуг с точки зрения пропускной способности, временного разброса задержки от-кликa, а также общей задержки доставки данных для осуществления широкополосных мультимедийных сервисов: видео- и аудиоконференций, телемостов, IP-телефонии, e-com-merce и т. д. При этом потери пакетов в магистралях для предоставления VoIP сервиса высокого качества не превышают 0,25 %.

5. При формировании виртуальных сетей (VPN) в пространстве КМС используется протокол резервирования ресурсов RSVP для unicast и multicast приложений, динамическая адаптация к изменениям членства в группе вдоль маршрута. Предоставляются гибкие средства мониторинга трафика в пределах VPN.

6. При реализации доступа КМС особое внимание уделяется обеспечению безопасности и сохранности информации, осуществляемой посредством реализации полного набор функций по организации авторизованного доступа пользователей к ресурсам системы поставщика услуг и предотвращения несанкционированного доступа нарушителей к этим ресурсам. Эти функции обеспечивают несколько уровней защиты паролей пользователей, включая: списки доступа и расширенные списки доступа, MAC security авторизация и аутентификация, функции протоколов PAP (Password Authentication Protocol) и CHAP (Challenge Handshake Authentication Protocol), функции сетевой безопасности (firewall), шифрование передаваемых данных, функции поддержки RADIUS.

7. Динамика роста потребления внешнего трафика подразделениями в 2009 году приведена на рис. 2.



Рис. 2. Динамика роста потребления внешнего трафика

Интеграция в отраслевую телекоммуникационную сеть

сферы образования

1. Разработан технический раздел конкурсной документации, проведены торги и заключен Государственный контракт на поставку услуг доступа к информационным и технологическим ресурсам отраслевой телекоммуникационной сети сферы образования RUNNet. Контрагент-поставщик услуг - ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика».

2. Для получения услуг на узле главного корпуса заново создан Модуль внешних подключений, отвечающий возросшей нагрузке по транспорту трафика между различными сетями, обеспечен обмен трафиком по протоколу Ethernet.

3. Организован VLAN пропускной способностью 100 Мбит/с, обеспечивающий трансляцию трафика из КВС к региональному узлу RUNNet в Томске (пр. Ленина, 34б).

4. Модернизирован модуль распределения/агрегации в главном корпусе, обеспечивающий маршрутизацию трафика во внутреннюю инфраструктуру КМС для доступа пользователей. Выполнено расширенное DNS сопровождение услуг, создано кумулятивное резервирование запросов.

5. Обеспечивается пакет информационных услуг для пользователей КМС, который включает:

и товарным знакам.


Интеграция в сетевое пространство

Томского научно-образовательного комплекса (ТНОК)

1. Продолжилась эксплуатация совместно с ТПУ и ТФ ЗАО «Авантел» ключевой оптоволоконной магистрали ТУСУР–ТПУ пропускной способностью 1 Гбит/с., которая стала звеном доступа сети ТНОК в данном районе города.

2. Обеспечен как двусторонний, так и многосторонний широкополосный обмен трафиком между корпоративными сетями вузов: ТУСУР, ТПУ и ТГУ, позволяющий реализовать весь перечень современного информационного взаимодействия — передачу данных, IP-телефонию, видео- и аудиоконференц-связь, доступ к базам и банкам корпоративной информации и т. д.


^ Сотрудничество с городскими операторами связи

1. В ответ на возросшие обращения пользователей к городским информационным ресурсам для обеспечения качественного доступа была проведена модернизация модуля прямой коммутации на узле главного корпуса, что позволило обеспечивать из КМС ТУСУРа высокоскоростной прямой взаимный обмен трафиком (peering) со следующими операторами: ТНЦ СО РАН — 2 Гбит/с; Томлайн — 1 Гбит/с; Стек — 1 Гбит/с; Томика — 1 Гбит/с; ЦИС Сибирь-Телеком — 100 Мбит/с; Русский Проект — 1 Гбит/с; Авантел — 100 Мбит/с; НТС — 1 Гбит/с; ТГУ — 100 Мбит/с; ТПУ — 1 Гбит/с; Дигитал-Сервис — 100 Мбит/с; СЕБЕТ — 100 Мбит/с; КосмосСвязь — 1 Гбит/с.

2. Продолжалась работа по транзитному обмену трафиком с другими сетевыми объектами г. Томска (рис. 3).




Рис. 3. Схема непосредственных и транзитных маршрутов обмена трафиком КВС ТУСУР

с городскими сетями


Развитие сетевых корпоративных сервисов

1. Городская и междугородняя телефония

2. Развитие корпоративной интеграции


^ 4.2. Сервисное обслуживание подразделений и сотрудников АУП


Оказываемые услуги можно условно классифицировать следующим образом: общие (смешанные и специфичные услуги), обслуживание аппаратного обеспечения, обслуживание программного обеспечения, обслуживание офисной техники, обслуживание КВС ТУСУР, обслуживание телефонной сети ТУСУР.

В 2009 году общее количество оказанных услуг — 1035, в том числе: ректорат — 198, учебное управление — 170, научное управление — 108, финансовое управление — 452, АХУ — 77, прочее — 30. На рис. 4 представлено относительное распределение этих услуг по подразделениям, на рис. 5 — статистика предоставления услуг по видам (табл. 2, 3).



Рис. 4. Относительное распределение услуг, оказываемым подразделениям



Рис. 5. Статистика предоставления услуг по видам


Таблица 2

Статистика распределения услуг оказываемых подразделениям

Подразделения

2008 г.

2009 г.

Ректорат

76

198

УУ

169

170

НУ

55

108

ФУ

433

452

АХУ

80

77

Прочие

129

30

Всего:

942

1035

Таблица 3

Статистика видов предоставляемых услуг

Подразделения

2008 г.

2009 г.

Аппаратное обеспечение

310

436

ПО

60

113

Оргтехника

186

189

КВС

206

145

Телефония

84

25

Общие

96

127

Всего:

942

1035


Для повышения эффективности и качества работы службы функционирует и постоянно развивается программная система АРМ «Диспетчер ЦТТ», позволяющая вести базу данных заявок, формировать отчетность, отслеживать длительность и качество выполняемых работ. Кроме того, действует система по учету статистики телефонных переговоров, формирование отчетности на основании данных, ежемесячно предоставляемых ГТС. Публичная часть системы функционирует в качестве OnLine Телефонного справочника ТУСУРа, доступного по адресу http://ctt.tusur.ru/09/ и оперативно обновляемого и развивающегося.


^ Техническое обслуживание аппаратной части компьютеров и офисной техники

Под техническим обслуживанием компьютеров подразумевается блочный ремонт — проверка и замена элементов аппаратуры.

Можно отметить достаточно большой процент заявок, связанных с обслуживанием аппаратной части компьютеров (436) и офисной техники (189) (принтеры и копировальные аппараты). Обслуживание подобного рода аппаратуры включает в себя регулярное удаление загрязнений, определение и устранение причины неисправности, устранение заторов бумаги и заправку или замену картриджей. Помимо этого необходимо обеспечивать переподключение и сетевой доступ на локально подключенные принтеры, для печати из широкого спектра используемого ПО.

Для более сложного ремонта неисправная аппаратура передается в специализированные фирмы.


^ Сопровождение прикладного и системного программного обеспечения

По данному разделу сотрудниками ЦТТ производится установка и настройка системного и офисного программного обеспечения на рабочие станции, устранение сбоев ПО, поиск и инсталляция новых драйверов устройств, подключение к вычислительной сети пользователей, установка новых лицензионных ключей на антивирусные программы.


^ Подключение, сопровождение и устранение сбоев рабочих станций КВС ТУСУР

По данному направлению проводятся следующие работы: прокладка новых и ремонт поврежденных кабельных линий, очистка окисленных контактов. При выходе из строя активного оборудования производится диагностика с целью выявления причин возникших неисправностей. Определяются мероприятия по ремонту или замене вышедшего из строя оборудования.

В случае аварийных ситуаций происходит переключение маршрутизаторов на использование резервных каналов связи, принимаются экстренные меры по восстановлению работоспособности КВС.


^ Обслуживание телефонной сети

По данному разделу сотрудниками ЦТТ производится техническое обслуживание местной АТС, прокладка новых и ремонт поврежденных телефонных линий в корпусах ТУСУРа, подключение подразделений к местной АТС с выделением четырехзначного номера, подключение к цифровому потоку по заявкам подразделений.

В настоящее время на обслуживании ЦТТ находятся:


^ 4.3. Развитие и сопровождение распределенногоWeb-пространства университета

9077348508159629.html
9077414984918520.html
9077471387131480.html
9077594178655306.html
9077664584143694.html