http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc - Активное воспитание, а не "цветочек и две руки"

http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc ). Не следует забывать и "Красные зори" Игн.Вяч. Ионина под Ленинградом. Но у меня есть предчувствие, что нас ждут ещё и другие открытия такого же рода.


Виктор Михайлович Опалихин пишет: "высочайшей эффективности воспитательной системы Макаренко".


А на мой взгляд справедливее и объективнее говорить не о "воспитательно-педагогической системе А.С. Макаренко", а о "воспитательно-педагогической системе по имени школа-хозяйство",


внутри которой, да, школо-хозяйственная система А.С. Макаренко лишь значительно выделяется а) командирской системой, б) вообще "лица не общим выражением", в) проработанностью всех аспектов и г) рекордсменской на весь мир мощью призыва.


И всё-таки учреждения А.С. Макаренко – это вариант более общего: вариант школы-хозяйства вообще.


Десятки лет у иных пошлых, но остепененных "макаренковедов" встречалось примерно такое:


"Методика А.С. Макаренко может быть применена во всех школах",


что в сущности равносильно нелепице:


"Методика школ-хозяйств может быть применена во всех школах".


Вот цена культа личности А.С. Макаренко.


Я настаиваю: Понятие "Школо-хозяйство-ведение" шире и актуальнее понятия "Макаренковедение".


И надо нам, наконец, от макаренковедения перейти к школа-хозяйство-ведению, как к феномену и объекту изучения более обширному. Это будет полезно.


--


Мои (ZT) весьма обширные, но хаотические библиографические накопления для потенциальной "ЛАБОРАТОРИИ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. А.С. МАКАРЕНКО" в zip-упаковке вы, пожалуйста, можете скачать: http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip, но учтите, что я, ZT, постоянно вношу в эту библиографическую базу те или иные изменения, а через сколько-то недель или месяцев я особенно вернусь к продолжению серьезной работы с ней. То есть, эту мою базу, - кому она окажется в какой-то степени нужна, - постоянно надо будет так сказать перескачивать.


Доминирующая тема стратегических разработок указанных лабораторий: выискивание, сбор, систематизация и ориентированная на практиков интернет-публикация избранных (наиболее научающих) материалов по такой, - исторически многократно успешнейше опробованной, - форме исто воспитательных


( прорабатывающих натуры http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc )


учреждений как


ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА.


--


Цитата: Congregation от 01 Сентября 2010, 19:38:59 .. если не ВЫ то никто, если не Ваш личный пример то ничей...


ZT. Макаренковские учреждения (школы-хозяйства) – это подростково-юношеские (помимо учебной составляющей) - КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВА,


то есть это - подростково-юношеские


КОЛХОЗЫ.


Опыт истории колхозов в СССР показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились.


Опыт истории по сути макаренкообразных школ-хозяйств во всем мире показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились, см. выше.


Чего не хватало и там и там? – Информационной проработки, информационного обеспечения.


Вот этим последним я, ZT, и занимаюсь.


Тут уж действительно: если не я, ZT, то никто...


--


"Народное образование" 1992,2. Григорий Фриш (GF>), директор 855-й московской школы. [...] GF> Но мне хочется ответить на вопрос: "А можно ли предотвратить = исключить роковое событие, зовущееся преступлением?". Убежден, что можно. Вот только - где же начало, где первый полушаг, который ведет к колонии?


ZT. Начало и первый полушаг – в дворово-уличной вампиловщине : http://zt1.narod.ru/vampil01.htm .


ZT. Но не только !


Плюс к тому. - Г. Фриш применяет термин "колония" в каком-то кошмарном смысле, но на деле по макаренковски поставленные подростковые колонии – это не тюрьмы и не ужасы, а это учреждения, где обычно весьма успешно выправляют натуры на здоровые пути. Но зачем допускать заход подростков на пути преступлений с жертвами этих преступлений?


Надо в макаренковски поставленные колонии не пост-фактум подростковых преступлений, а - ПРЕДВАРЯЮЩЕ.


Я, ZT, 1940-го г. рождения, и я помню, как в моей и в других школах Ленинграда практиковалось в адрес "хулиганитстых" запугивание: "Будешь так себя вести - загремишь в колонию!". Тогда для моих сверстников-ребят и для меня самого слово "колония" ассоциировалось с чем-то предельно мрачным: мы тогда и знать не знали, что пригородная школа-колония может быть прекрасным местом, где, бывает, жить и учиться на порядок интереснее, чем в обычной городской школе. Значит, если субъектик ведёт себя в обычной школе так, что эта обычная школа больше не может его переносить, то школа говорит такому субъектику. – Слушай, мы не может тебя просто выбросить на улицу – ты тогда станешь совсем бандитом, но мы тебе предлагаем: давай съездим с тобой в известную нам вполне налаженную, хорошую, очень интересную для жизни пригородную школу-колонию, там, поверь, тебя не ждут никакие ужасы, там тебе может вполне-вполне понравиться. Ну а уж если и там не уживешься, то всё равно оттуда пойдешь не на улицу, а в так называемый реформаторий: детскую (подростковую) тюрьму...


ZT. В предисловиях от С.Я. Маршака к переизданиям "Республики Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева и в работе самого Викниксора "Школа им. Достоевского" ( http://zt1.narod.ru/winrar/vikniksr.rar ) принято и провозглашено: "Шкид хоть кого исправит" (см. иное сразу ниже). ZT. Да. Если "особенных" регулярно будет "сплавлять" в Лавру (подростковую тюрьму), в реформатории, см. в http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, или в с/х техникум с производственными мастерскими и полями, или на фабрики / заводы для подростков типа саратовского "Красного детского городка" Ф.И. Егермана.


ZT. Скорее всего авторы кинофильма "Республика Шкид" знали = читали книгу о Шкид П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия" http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ; но уж во всяком случае они читали главу "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева; это, тем не менее, не помешало им приступить к составлению розовой картинки о Шкид...


"Республика Шкид", гл. "Содом и Гоморра", фрагменты с пропусками. – .. Викниксор уехал в Москву на какой-то съезд работников соцвоса .. Случилось ещё - ушли в отпуск лучшие халдеи - Косталмед и Алникпоп. Эланлюм растерялась .. Пошло безудержное воровство. Крали полотенца, одеяла, ботинки .. Как-то пришел к Пантелееву Голый барин .. - Боюсь я, Ленька, - сказал он. - Наши налет на "Скороход" готовят, надо сторожа убить... Ей-богу... Мне убивать... Бледнел гимназистик Голенький, рассказывая .. Но Гужбан не остыл. Сделав дело, он принимался за другое. Покончив с ПЕПО, вывез стекла из аптекарского магазина, срезал в школьных уборных фановые свинцовые трубы. Однажды ночью пропали в Шкиде все лампочки электрические - осрамовские, светлановские и ди-визорные - длинные, как снаряды трехдюймового орудия. Зараза распространялась по всей Шкиде. Рынок Покровский, уличные торговки беспатентные трепетали от дерзких мальчишеских налетов. Это в те дни пела обводненская шпана песню:


С Достоевского ухрял

И по лавочкам шманал...

На Английском у Покровки

Стоят бабы, две торговки,

И ругают напропад

Достоевских всех ребят ..


ZT. Но, как показано в "Последней гимназии", для повального воровства в Шкиде вовсе не требовалось отсутствие Викниксора с Косталмедом и Алникпопом. –


Школа Достоевского,

Стерва сволочная.

Научила воровать

От родного края...


ZT. Поэтому-то дирижируемый Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887–1964) обширный хор из лидеров нашей пошлой интеллигенции десятки лет с энтузиазмом распевал акафист: "Шкида хоть кого исправит!".


ZT. Кстати, в РШ, в главке "Эпилог, написанный в 1926 году" эта фразка имеет такой вид: "Шкида хоть кого изменит".


ZT. Точно изменит. Только в какую сторону? - Пришел в Шкид без привычки к разнузданному воровству, а в Шкиде такую привычку "благоприобретаешь"... -


Школа Достоевского,

Стерва сволочная.

Научит воровать

От родного края...


И на бумаге, и в интернете бесконечно повторяется о миллионах, де (! по всему миру !), ВОСТОРЖЕННЫХ читателей "Республики Шкид". Странные это читатели! Лично меня в молодости гл. "Содом и Гоморра" в РШ просто шокировала, и я тогда подумал. – "Да это же не педагогическое учреждение, а форменная воровская малина, опасная даже в масштабах всего города Ленинграда!"


Из: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.1991, "Школа им. Достоевского", из главки 12.


.. Макаренко .. деятельность не надо было ни искать, ни придумывать, они сами возникали с самого начала жизни его учреждения. И эта деятельность была труд: работать, чтобы просуществовать .. Пришлось ездить в лес, добывать дрова, в город - привозить продукты. А потом пришлось, чтобы не голодать, заняться сельским хозяйством, а позднее, в коммуне им. Дзержинского, стать для этого же за фабричные станки.


Чтобы не голодать, надо работать - вот, что стимулировало всю жизнь его [А.С. Макаренко] колонии.


ZT. Неправильно. -


Вечный двигатель и вечный же педагогический идиотизм.


Упорно уверять, что: 1) можно, 2) возможно и 3) нужно одной учебой воспитывать ершистых подростков – это совершенно то же что упорно уверять, что: 1) можно, 2) возможно и 3) нужно создавать на потоке вечные двигатели.


Пару уж веков варианты вечных двигателей - не принимаются.


Но более чем два века кретины и идиоты,


в том числе и из "макаренковцев",


всё держатся и держатся за школу голой учёбы, утверждая:


вот ведь "великий практик Викниксор" (© С.С. Невская) (http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc) воспитывал же одной учёбой...


Обман со времен А.М. Горького и С.Я. Маршака.


Самуил Яковлевич Маршак и Яша Хант ( http://jacob-hunt.livejournal.com/4001.html?page=3#comments ): "Шкида хоть кого исправит!".


Из интернета. –


С.У. Дикаев D> , Санкт-Петербургский университет МВД. –


D> .. Все опрошенные считали наличие в УК [ Уголовном кодексе ] цели исправления осужденных "глупостью". И с ними трудно не согласиться, если учитывать, что ст. 9-я УИК [Уголовно-исправительного кодекса] как основное средство исправления прямо предусматривает общественно-полезный


[ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ]


D> труд,


D> а абсолютное большинство осужденных в период отбывания наказания не работает.


D> Осужденные не работают не потому, что не хотят, а потому, что государство


[ ZT. и превозносимая нашей поганой жёлтой интеллигенцией пресловутая Шкида http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc ]


D> не обеспечивает их работой.


D> При этом основная масса осужденных – физически трудоспособное население, желающее


[ ZT. и а) восполнять ранее упущенное в школьной учебе, и б) ]


D> трудиться и зарабатывать деньги, содержать родных и близких на воле, что, несомненно, способствовало бы сохранению их социально-полезных связей.


D> Если не работает основное средство исправления ..


[ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ]


D> Если не работает основное средство исправления, значит, и речи не может быть об исправлении вообще.


D> Соответственно цель исправления осужденных


[ ZT. и в "исправительных" ( без указанного ) учреждениях для зэков, и в былой убогой Викниксоровской Шкиде http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ]


D> Соответственно цель исправления .. есть [ и в Викниксоровской Шкиде было ] ни что иное, как [ ZT. погано .. - со времён Алексея Максимовича Горького и Самуила Яковлевича Маршака .. – погано превозносимый нашей поганой же жёлтой интеллигенцией ] ОБМАН ..


ZT. В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ.


Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной.


Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь...


--


По разным по трудности учебным предметам и за перескок там из ранга в ранг - разное единовременное (и от ранга к рангу растущее) денежное вознаграждение. -

Пусть учёбой себе деньги зарабатывают.

Причём, в объективно более трудном для освоения учебном предмете – оплата больше.

и т.д.

Подробней в нижней части файла http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc .


--


О не дававшем А.А. Фролову покоя "параллельном действии". ( У меня, ZT, об этом излишне многословно в http://zt1.narod.ru/parallel.htm ).

У А.С. Макаренко, говоря об активе ребят у него, существенно не "подопечный не должен чувствовать себя специально воспитываемым" (принцип незаметности воспитания). Нет, бери круче: у Макаренко (говоря об активе ребят у него) подопечный активист находится в позиции ответственного воспитателя. Подопечный активист у Макаренко не столько активно воспитываемый (а он всё-таки - активно воспитываемый), сколько активно воспитывающий. Да, лица не общее выражение двух интернатных воспитательных учреждения А.С. Макаренко – это прежде всего: разбиение на отряды с командирами, то есть: "командирская педагогика" не просто со словечком "Есть!", но с настолько реальной организационной (вплоть до кастелянской) и воспитательной работой ребят-командиров, что Макаренко ставил вопрос о зарплате им по ставкам воспитателей.


--


Из http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc .. Заседание учкома в присутствии всего класса произвело на учащихся большое впечатление. После заседания учащиеся говорили, что, когда учащегося за неуспеваемость вызывают на учком [ZT. или к завучу, или к директору], то бывает стыдно только ему, а когда обсуждают при всём классе, то виновным за неуспеваемость каждого ученика считают весь класс ..


ZT. По сути Брюховецкий Федор Федорович тут коснулся темы, связанной с "заковыристым" термином А.С. Макаренко "параллельное (ZT. горизонтальное) действие (ZT. воздействие)". Побольше вовлекать так сказать близ-касательных к субъектику-объектику ребят в обсуждение поведения этого конкретного субъектика-объектика в борьбе за престиж всей группы – вот мудрая стратегия морального воздействия. Но против этого в своё время ополчился наш "всемирно известный" и "трижды народный" Идиот Идиотович В.А. Сухомлинский, о чём читайте в http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm , хотя это нормальная и общеупотребляемая в народном обиходе методика.


О видах круговой поруки.


Комментарий к главе "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" (1927 г.) и к роману П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия" (1930 г.) http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc . -


Круговая порука не боязни наказания всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) - из-за отдельных типиков, а. -


1) Круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) в учреждении - из-за отдельных типиков в них. 2) Круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме всего учреждения - из-за отдельных типиков. Вариант такого в http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc.


В учреждении может господствовать блатная круговая порука: "бить легавых!" и/или тому подобное. Тогда это не воспитательное учреждение, а воровская малина и/или тому подобное.


В учреждении может быть установлена круговая порука наказания со стороны администрации всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) - из-за отдельных в них типиков. Такое "к лицу" не педагогическому учреждению, а тюрьме и/или строгорежимному лагерю с колючей проволкой и вышками по углам.


Нет, в мягком варианте круговая порука наказания со стороны администрации всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) из-за отдельных в них типиков Антоном Семеновичем Макаренко и другими макаренками всех времен и народов - применялось, как "естественное воздаяние", но только в так сказать преходящих и совершенно ясных ситуациях когда действовать надо оперативно.


Так, в статусно-установочном смысле физическое воздействие тоже не допустимо, но оно (физическое воздействие) бывает допустимо в преходящих и совершенно ясных ситуациях когда действовать надо оперативно.


Но в статусном смысле только круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) в учреждении из-за отдельных типиков в них И круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме всего учреждения из-за отдельных типиков, - только такое (в статусном смысле) – к лицу действительно педагогическому = действительно воспитательному = действительно макаренковскому учреждению!


Однако в Шкиде 1920-25 годов чаще всего господствовала блатная круговая порука: "бить легавых!" и/или тому подобное.


Значит Шкида почти всегда = почти постоянно была суть не воспитательное учреждение, а воровская малина, причём, по главе "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" и по http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc , - воровская малина, опасная даже для всего города Ленинграда.


13.04.2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович!

Недавно посмотрел "весёлого сантехника". Здорово! Ваш сайт читать приятно. Хоть один человек вносит ясность в вопрос: кто есть кто в педагогике? Спасибо вам. Те же, кто критикуют ваш стиль письма, это люди с мозгами, заточенными под Соловейчика. Чёрт с ними! А вы - пишите!

Максим Королёв, 35 лет, Москва

ZT. 13.04.2010 Спасибо, Максим, за добрые слова и за совет не останавливаться и писать. Я и не останавливаюсь. Например, вчера я сделал такую рассылку на (примерно) штук 20 е-мейлов: О Ленинградских педагогических современниках Викниксора. Да, в противу севшему в лужу В.Н. Сорока-Росинскому ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ) в моём ZT-файле http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc вы найдёте материалы о действительно замечательных учреждениях его (Викниксора) Ленинградских педагогических современников...


ZT. Наиболее, на мой взгляд, насыщенная книга из серии книг о каком-либо конкретном детском доме по впечатлениям его давних выпускников – это:


Вольф Александр Яковлевич. Родом из [Саратовского] "Красного городка". (Повествование в письмах). – М.: Педагогика, 1991. 256 с ил. Тираж 50 000 экземпляров. РНБ 91-2/2092, БАН 1992и/582.


Там речь идет о периоде, когда руководителем городка был не Ф.И. Егерман, а Шутов Василий Иванович.


В поневоле сильно сокращенном виде эта книга фрагментарно (то есть с пропусками) набрана мною http://zt1.narod.ru/doc/volyf-o-kr-grdk.doc .


Всем неравнодушным я бы посоветовал обязательно в библиотеках познакомиться с указанной замечательной книгой в её полном печатном виде.


Если бы у кого нашлась возможность опубликовать эту книгу в Интернете целиком – это было бы хорошо...


--


Ещё файлы по Ф.И. Егерману:


http://zt1.narod.ru/winrar/Egerman-masterskie.zip


http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc .


--


http://zt1.narod.ru/doc/koman-stnkov.doc

Второе рождение. Сб. Харьков 1932. Со стр. 60 и дале.

Командиры станков.

Т. Татаринов

[ Татаринов Тимофей Денисович 1894-1954. Воспитатель и учитель. В колонии им. Горького с 1925, в Коммуне им. Дзержинского с 1927 ].


http://zt1.narod.ru/doc/dela-i-lyudi.doc

Дела и люди.

Мих. Букшпан [Михаил Маркович Букшман]


http://zt1.narod.ru/vtoroe-rojdenie-Harykov-1932-skanir/s-oblojka-po-str-59.zip = http://clck.ru/GkhK

http://zt1.narod.ru/vtoroe-rojdenie-Harykov-1932-skanir/so-str-60-po-str-124.zip = http://clck.ru/Gkj9


--


Ещё от ZT. –


И. Генрих Песталоцци 1746-1827.


И.Г. Песталоцци. Фрагменты из 3-го письма г. H.Э.Ч. –

... Экономное ведение сельского хозяйства, сельские многосемейные хозяйства, умеющие честно пробиваться через все заботы и трудности, являются истинными школами для постановки воспитания, действительно соответствующими нуждам бедных детей...


Я всегда считал приют для бедных чрезвычайно важным для воспитания сирот... Главная задача такого учреждения - развитие в детях тех умений, которые на месте их жительства могут в будущем явиться важнейшим источником их существования. Должно заботиться о том, чтобы при воспитании детей трудности низших видов труда не были им чужды, тягостны, противны.


^ ДА ЗДРАСТВУЕТ ТОТ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК

[ Ванцаев Муса Синаевич ],

КОТОРЫЙ ПРИЛОЖИТ СВОИ СИЛЫ К СПАСЕHИЮ САМОГО ПРЕКРАСHОГО УЧРЕЖДЕHИЯ ИМЕЮЩЕГОСЯ У ЛЮДЕЙ, - ОБЩЕСТВЕННОГО СИРОТСКОГО ДОМА!


От ZT. Советую прочесть : http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc

агрошкола-интернат

Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Администрация учреждения:
- Ванцаев Муса Синаевич - директор ШИ,
- Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно – воспитательной работе.


Школа подростков. Из практики работы ЛГОНО. Вып.1 Л.1925 РНБ 20/238-1. По: Роль мастерских в школах подростков. В файле : http://zt1.narod.ru/doc/masterskie-podrostkov.doc .


См. и файл http://zt1.narod.ru/nov-goll.htm Превратить остров "Новая Голландия" в СПб в "Остров трудящегося подростка".


Зиновий Тененбойм @Tenenboim on Twitter
http://www.twitter.com/Tenenboim
9078286046519083.html
9078457886539126.html
9078668958240764.html
9078840208317948.html
9078956702154215.html