Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях - Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке Специальность...


Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Адриан Пети Коклико. Compendium musices (1552) / Публ., пер., исслед. и коммент. Н. И. Тарасевича. – М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. – 500 с. – 31, 5 п. л.

  2. Программа «История искусствознания» (Музыка) // Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («История науки»). «Культура и искусство» / Сост. Н. И. Тарасевич. – М.: Гардарики, 2004. – С. 41–108. – 2 п. л.

  3. Программа дисциплины «Полифония» федерального компонента цикла специальных дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего профессионально-го образования второго поколения / Сост. Н. И. Тарасевич. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2004. – 3, 75 п. л.

  4. Полифоническая терминология в старинных трактатах // Программа-конспект дисциплины «Полифония». Специальность 051400. Музыковедение / Сост. Т. Н. Дуб-равская. – М.: УМО, 2003. – C. 15–17. – 0, 1 п. л.

  5. О понятиях «музыка», «музыкант» и «композитор»: история и современность // Музыко-ведение (приложение к журналу «Музыка и время»). – 2007. - № 5. – С. 2–8. – 0, 75 п. л.

  6. Понятие «musica reservata» в трактате А. Коклико «Compendium musices» // Музыка и время. – 2007. – № 4 (принято к печати 19. 07. 2006). – С. 9–13. – 0, 6 п. л.

  7. О понятиях «контрапункт» и «композиция» в трактате А. Коклико «Compendium musices» // Музыковедение (приложение к журналу «Музыка и время»). – 2006. – № 5. – С. 17–23. – 0, 75 п. л.

  8. А. П. Коклико. Краткое руководство по музыке. Фрагменты / Пер. и коммент. Н. И. Тарасевича // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. ст. по материалам науч. конф. Приложение. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова; НПФ «ТС–ПРИМА», 2006. – С. 372–384. – 1, 2 п. л.

  9. Понятие «musica» и «musicus» в трактате А. П. Коклико «Compendium musices» // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. ст. по материалам науч. конф. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова; НПФ «ТС–ПРИМА», 2006. – С. 71–86. – 1, 3 п. л.

  10.  Musica Reservata // Старинная музыка. – 2006. – № 3–4. – С. 42. – 0, 1 п. л.

  11.  Коклико (Coclico) Адриан Пети // Старинная музыка. – 2005. – №. 3–4. – С. 37–38. – 0, 1 п. л.

  12.  О дефинициях «musicus» и «compositor» (на материале трактатов средневековья и Ренессанса) // Московская школа: взгляд из XXI века (вопросы композиторского и исполнительского творчества): Науч. чтения памяти М. М. Ипполитова-Иванова. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2004. – С. 72–78. – 0, 2 п. л.

  13.  Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке // Старинная музыка. – 2003. – № 1. – С. 9–13. – 0, 8 п. л.

  14.  Из истории учения о сложном контрапункте (Дж. Царлино, Т. Морли) // Проблемы изучения и исполнения полифонической музыки: Сб. науч. тр. – Тверь: Тверской пед. колледж, 1997. – С. 124–132. – 0, 4 п. л.

  15.  Сложный контрапункт: теория и творческая практика // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 140, № 2. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. – С. 66–78. – 0, 5 п. л.

  16.  «Repleatur os meum laude»: мотет Жаке – месса Палестрины // Русская книга о Палестрине: Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 33. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. – С. 154–167. – 0, 6 п. л.

Общий объем публикаций по теме диссертации составил 44, 6 п. л.



1 В скобках указан автор перевода, комментария и исследования.

2 Поспелова Р. Л. Западная нотация XI–XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). – М.: Композитор, 2003. – С. 9–10.

3 Там же. – С. 23.

4 Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. – М.: Музыка, 1966. – С. 383–386.

5 Coclico A. P. Musical Compendium / Trans. by A. Seay. – Colorado: Colorado Springs, 1973.  

6 Coclico A. P. Compendium musices / Faksimile–Neudruck hrsg. von Manfred Bukofzer // Documenta musicologica. IX. Erste Reihe: Druckschriften– Faksimiles / Association Internationale des Bibliotheques Musicales / Internationale Gesellschaft für Musikwissenschaft. – Kassel-Basel: Bärenreiter, MCMLIV. В дальнейшем – Coc.

7 ^ Ефимова И. В. Источниковедение древнерусского церковно-певческого искусства: Учеб. пособие. – Красноярск: КГИИ, 1999. – С. 4.

8 Программа «История искусствознания» (Музыка) // Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («История науки»). «Культура и искусство» / Сост. Н. И. Тарасевич. – М.: Гардарики, 2004. – С. 41–108; Программа дисциплины «Полифония» федерального компонента цикла специальных дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / Сост. Н. И. Тарасевич. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2004.

9 Crevel M. Coclico Adrianus Petit // MGG II. – S. 1523.

10 Dunning A. Coclico Adrianus Petit // ²NGD VI. – P. 79; Zywietz M. Coclico Adrianus Petit // ²MGG IV. – S. 1303; Reese G. Music in the Renaissance. N. Y.: Norton, 1954. – P. 512; Einstein A. The Italian madrigale. V. 1. – Princeton, New Jersey: Princeton Univ. Press, 1949. – P. 225.

11 Сведения не подтверждаются документально.

12 Crevel M. Coclico Adrianus Petit // MGG II. – S. 1523.

13 А. Эйнштейн отмечает, что, возможно, А. Коклико занимал должность музыкального консультанта при издательстве И. Берга (Einstein A. The Italian madrigale. V. 1. – P. 226).

14 Приемы сокращения слов многочисленны и разнообразны. Принцип суспенсии состоит в обрывании конца слова (как изменяемой части слова, флексии, так и части корня); существует суспенсия и в системе сиглей, когда слово передается только одной буквой. Тиронская система связана с записью слов посредством специальных значков. Системы сокращений в разное время конкурировали между собой.

15 Дрбоглав Д. А. Учебное пособие по средневековой латыни. – М.: Изд. Моск. ун та им. М. В. Ломоносова, 1993. – С. 7–8.

16 Фигура максимы в более раннее время именовалась duplex longa (двойная лонга). Иоанн де Гарландиа и Франко Кёльнский в учении о простых фигурах еще говорят о двойной лонге. Иоанн де Мурис трактует эту длительность как максиму.

17 В древности область применения пропорций ограничивалась преимущественно сферой акустики. Главным источником для музыкознания служил Боэций, описывающий пять видов пропорций неравенства: мультипликарную (многократную), суперпартикулярную (сверхчастную), суперпарциальную (сверхчастичную), соединение мультипликарного и суперпартикулярного видов (многократная сверхчастная пропорция) и соединение мультипликарного и суперпарциального видов (многократная сверхчастичная пропорция). См.: Boet. I, 4. Одно из первых упоминаний о пропорциях в связи с музыкальным ритмом встречается в трактате Иоанна де Муриса «Libellis cantus mensurabilis» (1340–1350).

18 В мультипликарном роде пропорции большее число содержит в себе меньшее несколько раз целиком (без остатка). Если большее число включает в себя меньшее дважды, возникает пропорция dupla (1:2 или 2:1), если трижды – tripla (1:3 или 3:1) и так далее. В суперпартикулярном роде большее число содержит в себе меньшее один раз и помимо этого какую-либо его часть. Если эта часть половина (3:2 или 2:3), тогда пропорция называлась sesquialtera или hemiola, если треть (4:3 или 3:4) – тогда sesquitertia, если четверть (5:4 или 4:5) – тогда sesquiquarta и так далее. Описание пропорций, как уже говорилось, содержат трактаты Тинкториса, Гафури, Глареана, Царлино, Морли.

19 Coc. – P. B iij verso.

20 Напомним, что музыка определяется им как «наука петь и сочинять» (Coc. – P. B iij verso).

21 А. Коклико говорит о нетипичности импровизационного пения для Германии: «обычай петь контрапункт в Германии редок» (Coc. – P. I iiij). Это делает понятным тот пафос, с которым автор далее говорит о необходимости овладеть практикой контрапункта, чтобы стать совершенным музыкантом.

22 Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века. – М.: Книга, 1987. – С. 27.

23 Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века). – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. – С. 38.

24 Coc. – P. C iij.

25 Ibidem.

26 Ibidem.

27 Glar. II, 38.

28 Zarl. III, 66.

29 Zarl. III, 35.

30 Zarl. III, 28.

31 Zarl. III, 26.

32 Zarl. III, 43. У Дж. Царлино читаем: «Следовательно, когда кто-либо захочет написать произведение на заданную тему – canto fermo или canto figurato…» (Zarl. III, 58).

33 Выражение musica reservata представляет собой словосочетание, состоящее из существительного musica и причастия reservata, образованного от глагола reservo (āre). И. Х. Дворецкий приводит следующие значения глагола: сберегать, откладывать, оставлять; сохранять, удерживать; предназначать, обрекать; хранить, щадить, спасать (Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. – М.: Русский язык, 1986. – С. 667). Слово reservata представляет собой форму participium perfecti passivi, соответствующую в русском языке страдательному причастию совершенного вида, а само сочетание musica reservata (сохраненная, предназначенная музыка) предстает в виде определения (reservata) и определяемого слова (musica).

34 Coc. – P. B iiij. 

35 Ibidem.

36 Ibidem. – P. B iiij verso.

37 Coc. – P. I iiij verso.

38 Wegman R. C. From maker to composer: improvisation and musical authorship in the Low Countries, 1450–1500 // JAMS. – 1996. – XLIX. – № 3. – P. 441; Haberl F. X. Wilhelm du Fay: monographische Studie über dessen Leben und Werke // Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft. – 1885. – № 1. – S. 443.

39 Wegman R. C. From maker to composer: improvisation and musical authorship in the Low Countries, 1450–1500. – P. 441.

40 CS III. – P. 125a.

41 CS I. – P. 132b.

42 CS III. – P. 361b.

43 CS IV. – P. 192b.

44 CS I. – P. 254a.

45 CS IV. – P. 200a–298b.

46 Lexicon musicum latinum medii aevi. Wörterbuch der lateinischen Musikterminologie des Mittelalters bis zum Ausgang des 15. Jahrhunderts / Hrsg. von M. Bernhard, 2 Faszikel. – München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1995. – S. 130.

47 Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: Самопознание эпохи и музыкальная практика. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. – С. 94–95.

48 CS II. – P. 304a, 306a.

49 Оба слова образованы от глагола compono (ĕre): 1) складывать, собирать, соединять, приставлять; 2) слагать, сочинять, писать (Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. – C. 168).

50 CS IV. – P. 180a.

51 CS IV. – P. 77b.

52 Цит. по: Кон Ю. Пьер Булез как теоретик (взгляды композитора в 1950–60-е годы) // Кризис буржуазной культуры и общество. Вып. 4. – М.: Музыка, 1983. – С. 173.

53 Coc. – P. A³, A³ verso.


9083414391531240.html
9083552010148127.html
9083729940332325.html
9083799051303992.html
9083854447695671.html